Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:11, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – охарактеризовать основные положения психоаналитической теории К.Г. Юнга.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть взгляды К. Юнга относительно коллективного бессознательного
- проанализировать самость и четыре системы психики в творчестве К. Юнга
- сопоставить экстравертный и интровертный типы личности
- разобрать психологические функции и ориентации личности
- описать взгляды К, Юнга на проблему природы сновидений
- выяснить подходы К. Юнга к анализу сновидений
Введение
1. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
1.1 Коллективное бессознательное в психоанализе К. Юнга
1.2 Самость и четыре системы психики
2. Психологические типы К. Юнга и функции личности
2.1 Экстравертный и интровертный типы характера
2.2 Психологические функции и ориентации личности
3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга
3.1 К. Юнг о природе сновидений
3.2 Подходы к анализу сновидений
Заключение
Список использованной литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии
Контрольная работа по дисциплине
«Социальная психология»
на тему:
ПСИХОАНАЛИЗ К. ЮНГА
Студентка
Гармаш И.Ю.
Тула 2012
План
психоанализ юнг сновидение личность
Введение
1. Модель
психической структуры
1.1 Коллективное
бессознательное в
1.2 Самость и четыре системы психики
2. Психологические
типы К. Юнга и функции
2.1 Экстравертный и интровертный типы характера
2.2 Психологические функции и ориентации личности
3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга
3.1 К. Юнг о природе сновидений
3.2 Подходы к анализу сновидений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Темой данной контрольно-курсовой работы является психоанализ К. Юнга. Рассмотрение данной темы является необходимым в подготовке социолога в силу фундаментальности исследований К. Юнга и связи его теорий с областью исследований микросоциологии.
Объект данной КР – психоаналитические теории, предмет – психоанализ Карла Юнга.
Цель данной контрольной работы – охарактеризовать основные положения психоаналитической теории К.Г. Юнга.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть взгляды К. Юнга относительно коллективного бессознательного
- проанализировать
самость и четыре системы
- сопоставить экстравертный и интровертный типы личности
- разобрать
психологические функции и
- описать взгляды К, Юнга на проблему природы сновидений
- выяснить подходы К. Юнга к анализу сновидений
В ходе написания данной контрольной работы использовались следующие методы: системный, биографический, аналитический.
Источниками для написания данной работы явились монографии К. Юнга и некоторые исследовательские труды, посвященные его научному творчеству.
1. Модель
психической структуры
1.1 Коллективное
бессознательное в
Разделяя
общий фрейдовский подход к психике
личности как многоуровневой, Карл
Юнг в отличие от Фрейда отвергает
пан-сексуалистскую трактовку либидо
как основу поведения личности. Основным
проявлением психической
1.2 Самость и четыре системы психики
Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как das Selbst — самость. Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление самости происходит в процессе индивидуации — такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным. По мнению Юнга, самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу, самость объединяет четыре системы психики: Jch (Я), Persona (Маска), Schatten (Тень) , Anima и Animus (Образы женщины и мужчины). Система «Я» составляет самую малую часть психики как целого. Она выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание. Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система «Я» способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества сознаний органов чувств, система «Я» также представляет собой целостный автономный комплекс, который осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит. В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений. Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию «Я» ведомы только его осознанные психические содержания, но никак не бессознательные. Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью сокрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении. Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как «Персона» (Маска).
Если
основными принципами первой системы
«Я» являются отражение и рефлексия,
то в системе «Персона» главным
принципом выступает адаптация
к внешнему социальному миру. В
отличие от системы «Я», представляющей
собой монистическую фазу развития
сознания, «Персоне» присуща
Существенное
значение приобретают и неосознанные,
спонтанные психические воздействия,
исходящие из внутреннего субъективного
мира партнеров. Их проявление связано
с наличием в психической структуре
еще одной системы, которую Юнг
назвал «Тень». Она является первичным
уровнем бессознательных
Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины). Выступая как архаичные формы психических феноменов, образы Анимы и Анимуса каждый раз воспроизводятся в индивидуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало. Анимус — это первообраз мужчины в психике женской личности. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем. Так, Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме «одержимости Анимой». Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера-мужчины или в жесткой аргументации и ригидности партнера-женщины. В отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и придают определенную форму содержаниям психики. Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.
2. Психологические
типы К. Юнга и функции
2.1 Экстравертный и интровертный типы характера
Характер, согласно К. Юнгу, это сложившаяся, устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия. Учение о характере представляет собой учение о признаках и физического, и психического свойства. При этом подчеркивается неразрывность психического и физического. По психическому можно делать выводы о физическом, по физическому – о психическом. Более доступен второй путь, поэтому им чаще и пользовались (астрология (в плане изучения знаков зодиака и характера связанного с ними), френология, хиромантия, графология и т.д.), но он не дает чёткой картины. Поэтому Юнг выбирает путь изучения всех феноменов психического.
С помощью
аналитического метода стало возможно,
по мнению Юнга, увидеть то, что лежит
за возникающими психическими симптомами
- знание о психических процессах,
вызывающих симптомы (учение о комплексах
– психических величинах, неподконтрольных
сознанию и ведущих свою жизнь
в «темной сфере
Дальнейший
путь приводит Юнга к необходимости
найти источник возникновения комплексов
как конфликтных
Юнг рассматривал
либидо как творческую жизненную
энергию, которая может способствовать
постоянному личностному росту
индивидуума. Ввел понятие двух типов
личностной ориентации, или жизненных
установок: экстраверсия и интроверсия.
Экстраверты обычно подвижны, быстро
образуют связи и привязанности;
движущей силой для них выступают
внешние факторы. Подчинены среде,
мнению других, внушаемы. Бессознательное
у экстраверта – сильная
2.2 Психологические функции и ориентации личности