Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:10, доклад
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологомЗигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан иЖак Лакан.
Психоана́лиз (нем. Psychoanaly
Основные положения
Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Теория критиковалась
и критикуется с различных
точек зрения[3][4][5], вплоть до утверждения, что
психоанализ являетсяпсевдонаукой[6][7][8][
история
Концепции, родственные психоанализу,
существовали до Фрейда, но именно он первым
четко сформулировал
Важнейшие направления психоанализа
Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), напримераналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
Теория развития личности З. Фрейда |
Теория развития личности,
разработанная Зигмундом Теория Фрейда выделят
три части в психической Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образомпринципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомо-бильные шины или ядовитые ягоды. Суперэго («сверх-Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соот-ветствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно
воздействуют на формирование личности
ребенка. Дети должны следовать принципу
реальности, ожидая, пока представится
подходящее время и место, чтобы
уступить напору Ид. Они должны также
подчиняться моральным |
Родоначальником психоаналитической теории является Зигмунд Фрейд (1856-1939) Строго говоря, Фрейд никогда не был социологом. Однако отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие его идей.
Теория межличностного общения
Зигмунда Фрейда основана на убеждении,
что в процессе взаимодействия людей
воспроизводится их детский опыт.
Согласно Фрейду, в различных жизненных
ситуациях мы применяем понятия,
усвоенные в раннем детстве. Мы склонны
с уважением относиться к человеку,
облеченному властью, например к
начальнику - нам он напоминает кого-то
из родителей. Фрейд считал, что люди
образуют социальные группы и остаются
в них отчасти потому, что испытывают
чувство преданности и
Последователи З. Фрейда считают, что методологию трехкомпонентной личности можно использовать не только для анализа межличностного взаимодействия, но и для отношений: личность - социальный институт. Если рассматривать личность как систему и выделять шаблонные реакции, связанные с влечением (Ид), сознанием (Эго), совестью (СуперЭго), то значение любого объекта для индивида можно истолковать в терминах воздействия этого объекта на один из компонентов личности. Эго актуализируется в экономической, политической и иной деятельности, требующей разумной корреляции цели и ограничений реальности. СуперЭго - проявляется в правовых, религиозных институтах. В художественном творчестве доминантой является Ид. Художественное творчество свободно от обязательств, художник стремится выйти из-под контроля, преступить границы.
Исследователи процесса социализации личности неизбежно останавливались перед проблемой: что есть для человека социальная реальность — нечто объективно существующее, или это — субъективное восприятие человека, предопределенное его социальной позицией? Один из самых убедительных и повлиявших на все последующие научные поиски ответ дал основоположник теории психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Вопреки господствовавшим в науке начала XX в. взглядам на человека как существо разумное и осмысленно строящее свою социальную жизнь, 3.Фрейд выдвинул иную концепцию: кроме сферы сознания, человек обладает не менее значимой сферой психической жизни — бессознательным. Отвергнутые сознанием импульсы, желания, порывы подавляются по этическим и социальным соображениям и «опускаются» в область бессознательного. Если человек подавляет свои желания в глубинах сознания, специально сдерживая и блокируя свое поведение, он, как считает 3.Фрейд, обрекает себя на невроз. Если человек, напротив, не сдерживает силы инстинктов своим рассудком, он обрекает себя на серьезные социальные трудности: он окажется в позиции аутсайдера или крайнего радикала.
Поведение человека, его социальную активность 3.Фрейд объясняет проявлениями энергии инстинктов, среди которых самыми важными он считал сексуальные. Энергию сексуальных инстинктов 3.Фрейд обозначил понятием либидо (от лат. «хотеть», «желать»). А социализацию он определил как процесс обуздания энергии либидо в соответствии с традициями культуры и социальными нормами общества.
Важным моментом, объясняющим механизм социализации в психоаналитической теории 3. Фрейда является его структурная модель личности, где он рассматривает три основные структуры: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
«Оно» — это область
бессознательного, где функционируют
исключительно биологические
«Я» — это рациональная
структура, возникающая как эволюция
«Оно» в процессе социальной жизни,
так как «Оно» постоянно «
Информация о работе Психоанализ со всем краскрытием и историей