Психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Научно-исследовательский подход к изучению психики надежно вывел науку психологию на новый уровень развития. Зигмунд Фрейд первым исследовал явления бессознательного, его природу и форму проявления психического. Психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки. Фрейд рассматривает факторы влияющие на формирование и развитие психики начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и далее- до становления характера у взрослых.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Психоаналитическая структура личности 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Наблюдения З.Фрейда 9
2 Психоаналитическая теория личности 14
2.1 Топографическая модель 14
2.2 Психоанализ З.Фрейда 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.психология (Психоаналитическая теория личности).doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Шекснинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Психоаналитическая теория личности

Фамилия студента

Журавлева

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Юрьевна

№ контракта

5000012400401007


 

Содержание

Введение 3

Основная часть 5

1 Психоаналитическая структура личности 5

1.1 Основные понятия 5

1.2 Наблюдения З.Фрейда 9

2 Психоаналитическая теория личности 14

2.1 Топографическая модель 14

2.2 Психоанализ З.Фрейда 17

Заключение 22

Глоссарий 24

Список использованных источников 27

Приложения 28

Введение

Научно-исследовательский подход к изучению психики надежно вывел науку психологию на новый уровень развития. Зигмунд Фрейд первым исследовал явления бессознательного, его природу и форму проявления психического. Психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки. Фрейд рассматривает факторы влияющие на формирование и развитие психики начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и далее- до становления характера у взрослых. Основа ортодоксального подхода в теории личности З.Фрейда заключена в том, что поведением людей управляют не законы общественного развития, а иррациональные психические силы. Интеллект, реализующий посылы Эго-это только средства маскировки этих психических сил, а не активного отражения реальности. Этот подход является и достаточно справедливым и, одновременно спорным. З.Фрейд исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека-«либидо» (инстинктивного влечения к чувственному наслаждению, удовольствию), определяющего противоречия человека и микро и макросоциальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного - принципу реальности. Происходит вытеснение в бессознательное неприемлемых желаний, эгоистических, асоциальных идей. Психоаналитическая теория З.Фрейда получила свое дальнейшее развитие в работах К.Г.Юнга, А.Адлера, К.Хорни, А.Фрейд. По Фрейду - культура выступает как «Сверх Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-диамических, охватывающих весь онтогенез человека и использующих для его описания как личности внутренние психологические свойства индивида. Фрейд первым охарактеризовал психику человека как сферу взаимодействия между

непримиримыми инстинктами, рассудками и сознанием. Он считал что, причина человеческих проблем происходит из неосознанных естественных импульсов и подводит нас к тому, о чем мы не осведомлены. А не осведомлены мы о том, над, чем мы не имеем контроля, что не можем осознавать. Психоаналитическая теория имеет в своей основе психодинамический подход в исследовании психики человека. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, а бессознательные психические процессы имеют  весьма существенное значение в регуляции поведения человека в онтогенезе. В результате клинической, научной практики и наблюдения, Фрейд создал первую развернутую психоаналитическую теорию личности и метод исследования психических процессов и лечения невротических расстройств, которые невозможно изучить какими-либо другими доступными средствами. Актуальность психоаналитической теории личности З.Фрейда не иссякает в современной психологической науке и психотерапии. Уровень разработанности психоаналитической теории последователями З.Фрейда достаточно высок и она подтверждена отечественной и зарубежной психологической практикой. Можно утверждать, что во всей истории человечества, лишь очень немногие люди, оказали столь широкое и мощное воздействие на развитие мировой культуры и искусства, медицины, социологии.    Многие современные направления изучения человеческой психики, в той или иной форме используют психоаналитический подход З.Фрейда, как основополагающий. Этим и вызвана необходимость теоретического анализа психоаналитического подхода в данной работе. Психоаналитическая теория Фрейда эффективно приемлема в психотерапии, психологической и консультативной практике и отвечает биопсихосоциальной научной парадигме психотерапии. Однако в поле четвертого измерения в психотерапии - в области духовности - она недостаточна для понимания и определения последней.

Основная часть

1 Психоаналитическая структура личности

1.1 Основные понятия

          Фрейд ввел в теорию личности три основных понятия-структуры: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен и считать их некими процессами, нежели структурами. Рассмотрим взаимосвязь между топографической и структурной моделями (Приложение А). Сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Супер-Эго пронизывает все три уровня. Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. И поэтому неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях или чувствах. Инстинкт не может быть объектом сознания. Им может быть только идея, представляющая инстинкт. И если инстинкт не связан с идеей, то о нем ничего неизвестно. Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась, или прежде была сознательной, но подвергалась вытеснению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем осознаваемого. Оно может глубоко изменять мысли, идеи, эмоции и влиять на поведенческие паттерны и соматическое состояние. Человек не может непосредственно осознавать его влияние, хотя бессознательные импульсы активно стремятся к сознательному выражению. Слово «Ид» происходит от латинского «Оно». «Ид» в теории Фрейда обозначает в первую очередь примитивные, инстинктивные и врожденные, витальные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция. «Ид» наполняет наше поведение энергией. «Ид» имеет свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких-либо ограничений, хаотично, спонтанно. Являясь исходной структурной психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в психическом и телесном функционировании. Реализация импульсов «Ид» и получила название - принцип удовольствия. Однако, подчиняясь этому принципу, Ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Поэтому импульсы Ид не могут напрямую «выходить» в область осознаваемого, они проходят туда чаще через фильтры Супер-Эго. Однако, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, Ид играет важную роль посредника между психическими и соматическими процессами. Фрейд описал два важнейших физиологических и ментальных процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Эго использует часть энергии Ид для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте и таким образом, действительно обеспечивает безопасность и самосохранение организма. Она использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения желаний, до нахождения возможности их реализации в той или иной форме, в соответствующих условий внешней среды. Само понятие Эго подразумевает принцип и цели психоаналитической терапии: освобождение некоторого количества энергии Ид для решения проблем на более высоком уровне психики. Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики: Супер-Эго. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время. Будучи морально-эстетической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей, ранних предписаний и фиксированных жизненных установок. В дальнейшем на развитие психики берет на себя основную функцию влияния микро и макросоциум. Поэтому можно рассматривать Супер-Эго и как индивидуальное отражение надиндивидуальной «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может и не служить принципу реальности. Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникнуть психологические проблемы: чувство вины, чувство несоответствия, неуверенности, беспомощности и тревоги. Этот вывод особенно важен, когда мы учитываем взаимовлияние Эго и Супер-Эго в контексте невротизации личности. «Я» по большей части образуется из идентификаций, сменяющих растворенные загрузки «Оно»; что первые из этих идентификаций регулярно проявляют себя в «Я» как особая инстанция, противопоставляют себя «Я» как «Супер-Эго», в то время как окрепшее «Я» позднее может проявлять больше устойчивости против таких влияний идентификации. «Супер-Эго» обязано своим особым положением «Я» - или по отношению к «Я» - одному моменту, который следует расценивать с двух сторон;  во – первых, это первая идентификация, которая произошла, пока «Я» было еще слабым, и, во – вторых, оно является наследником Эдипова комплекса, следовательно, внесло в «Я» самые грандиозные объекты. К позднейшим изменениям «Я» оно до известной степени относится так, как первичная сексуальная фаза детства относится к дальнейшей сексуальной жизни по достижению половой зрелости. Хотя и доступное всем дальнейшим влиянием, оно на всю жизнь сохраняет характер, полученный им вследствие своего происхождения от Эдипова комплекса, а именно: способность противопоставлять себя «Я» и преодолевать его. Это памятник былой слабости и зависимости «Я», продолжающий свое господство и над зрелым «Я». Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и «Я» подчиняется категорическому императиву своего «Супер-Эго».

          Но происхождение от первых объективных загрузок «Оно», следовательно, - от Эдипова комплекса, означает для «Супер-Эго» еще больше: это происхождение связывает его с филогенетическими приобретениями «Оно» и делает «Супер-Эго» перевоплощением прежних образований «Я», оставивших свои следы в «Оно». Таким образом, «Супер-Эго» всегда близко к «Оно» и может в отношении «Я» быть его представителем. Оно глубоко погружается в «Оно» и поэтому больше отдалено от сознания, нежели «Я». При неврозе принуждения чувство вины дает о себе знать крайне назойливо, но перед «Я» оно оправдаться не может. Поэтому «Я» больного сопротивляется тому, что ему приписывается виновность, и требует от врача подтверждения, что он вправе ее отклонит. Было бы неблагоразумно уступить ему, так как это не повело бы к успеху. Дальнейший анализ показывает, что на «Супер-Эго» влияют процессы, оставшиеся «Я» неизвестными.  И действительно, можно найти вытесненные импульсы, обосновывающие чувство вины. Здесь «Супер-Эго» знало больше о бессознательном «Оно», чем знало «Я».  «Супер-Эго» возникло из идентификации с образом отца. Каждая такая идентификация носит характер десексуализации или даже сублимации. И теперь, кажется, что при таком превращении происходит и распад первичных позывов на первоначальные. После сублимации эротического компонента уже нет сил связать все дополнительное разрушение, и он освобождается в виде склонности к агрессии и разрушению. Из этого распада идеал получил бы суровую, жестокую черту настоятельного долженствования. Остановимся коротко на неврозе принуждения. Здесь соотношения иные. Распад любви в агрессию произошел не путем работы «Я», а есть следствие регресса, состоявшегося в «Оно». Однако этот процесс перешел с «Оно» на «Супер-Эго», которое теперь обостряет свою строгость к безвинному «Я». Но в обоих случаях «Я», преодолевшее либидо идентификаций, переживает за это кару «Супер-Эго» в виде агрессии, примешанной к либидо. Наши представления о «Я» становятся более ясными, его различные соотношения приобретают четкость. Мы видим теперь «Я» в его силе и в его слабости. Ему доверены важные функции: в силу его отношения к системе восприятий оно устанавливает последовательность психических процессов и подвергает их проверке на реальность. Путем включения мыслительных процессов оно достигает задержки моторных разрядок и владеет доступами к двигательной сфере. Овладение последней, правда, больше формальное, чем фактическое – по отношению к действию «Я» занимает, примерно, позицию конституционного монарха, без санкции которого ничто не может стать законом, но который все, же сильно поразмыслит, прежде чем наложить свое вето на предложение парламента. «Я» обогащается при всяком жизненном опыте извне; но «Оно» является его другим внешним миром, который «Я» стремится себе подчинить. «Я» отнимает у «Оно» либидо, превращает объективные загрузки «Оно» в образовании «Я». С помощью «Супер-Эго», «Я» неясным еще для нас образом черпает из накопившегося в «Оно» опыта древности. Есть два пути, по которым содержание «Оно» может проникнуть в «Я». Один путь – прямо, другой ведет через «идеал Я»; для многих видов психической деятельности может стать решающим, какому из обоих путей они следуют. «Я» развивается от восприятия первичных позывов к овладению ими, от повиновения первичными позывам к торможению их. «Идеал Я», частично ведь представляющий собой образование реакций против процессов первичных позывов «Оно», активно участвует в этой работе. Психоанализ является тем орудием, которое должно дать «Я» возможность постепенно овладеть «Оно». Но, с другой стороны, мы видим это же «Я» как несчастное существо, исполняющее три рода службы и вследствие этого страдающее от угроз со стороны трех опасностей: внешнего мира, либидо «Оно» и суровости «Супер Эго».

 

1.2 Наблюдения З.Фрейда

         Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того, чтобы справиться с этим, зачастую противоречат друг другу. Только позднее в своей работе он упорядочил для себя этот кажущийся хаос, предложив три основные структурные компоненты психической организации: ид, эго и Супер-Эго. Они являются в настоящий момент общепринятыми английскими терминами, но представляют собой искусственные отвлеченные понятия и оставляют впечатление, отличное от того, которое имел в виду Фрейд. Его обозначения для каждого понятия были простыми и ясными. Слишком поздно исправлять огрехи, сделанные при первоначальном переводе работ Фрейда на английский язык. Его произведения были переведены умышленно непонятно, чтобы этой наукообразностью привлечь американскую публику того времени. Ид — исходная суть для остальных проявлений личности. Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для всех инстанций в структуре личности. Несмотря на то что другие области сознания развивались исходя из ид, само по себе ид примитивно и неорганизованно. «Логические законы мышления не применимы к «ид». Кроме того, ид не модифицируется по мере развития и достижения зрелого возраста. Ид не меняется под воздействием жизненного опыта, так как оно не находится в контакте с внешним миром. Его задача заключается в ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума состояний дискомфорта. Ид старается выполнить это при помощи рефлекторных действий (автоматических реакций, таких, как чихание или мигание) и при помощи психологических процессов в других областях психики.

«В структуре ид ничто не связано с понятием времени, не признается течение времени и (что весьма удивительно и ожидает адекватного внимания со стороны философской мысли) не существует изменений в психических процессах с течением времени... Естественно, ид не имеет представления ни о ценностях, ни о добре и зле, ни о нравственности».

Ид может быть уподоблено слепому королю, который наделен абсолютной властью и полномочиями, но чьи доверенные советники, главным образом эго, указывают ему, как и где использовать эту власть.

Содержание ид почти полностью бессознательно. Оно включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются, и мысли, которые сознание отвергает и обосновывает для себя как неприемлемые. Согласно Фрейду, переживания, которые отвергаются или подавляются, все же обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания.

Эго — структурная компонента психики, которая находится в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования ид. Для того чтобы выполнить это, эго, подобно коре дерева, защищает ид, но также питается его энергией. Его задача заключается в обеспечении жизнеспособности личности, безопасности и здоровой психики. Фрейд постулировал, что эго имеет особые функции по отношению как к внешнему миру, так и к внутреннему, чьи побуждения оно старается удовлетворить.

Его основные свойства включают в себя контроль над произвольными движениями и ту сторону деятельности, которая направлена на самосохранение. Оно осознает события внешнего мира, соотнося их с прошедшими событиями, затем через активность либо избегает определенных обстоятельств, адаптируется к ним, либо изменяет реалии внешнего мира, чтобы сделать их безопаснее или комфортнее. Рассматривая «внутренние события», оно пытается сохранить контроль над «требованиями инстинктов, решая, должны ли они быть приняты во внимание для получения удовлетворения, или откладывая это удовлетворение до более благоприятных времен и обстоятельств внешнего мира, или же полностью подавляя их возбуждение». Деятельность эго заключается в регулировании уровня напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражителями. Увеличение напряжения ощущается как состояние дискомфорта, тогда как уменьшение напряжения — как состояние удовольствия. Поэтому эго стремится к удовольствию и ищет пути, чтобы избежать и преуменьшить страдание. Мы могли бы сказать, что эго символизирует разум и здравый смысл, тогда как ид символизирует необузданные страсти». Таким образом, эго изначально сотворено ид в попытке справиться со стрессом. Однако, чтобы выполнить это, эго должно, в свою очередь, контролировать или модулировать влечения, исходящие от ид, так чтобы индивид мог следовать реалистическому подходу к жизни. Назначение любовного свидания является примером того, как эго контролирует сексуальные влечения. Ид чувствует напряжение, возникающее от неудовлетворенного сексуального возбуждения, и без влияния эго могло бы уменьшить это напряжение при помощи немедленного и прямого сексуального действия. В рамках свидания, однако, эго может определить, в какой мере возможно сексуальное выражение и как создать ситуацию, в которой сексуальный контакт наиболее осуществим. Супер-Эго последняя компонента структуры личности образуется не из ид, а из эго. Супер-Эго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Супер-Эго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения — это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. «Страдалец» ведет себя так, как будто у него преобладает чувство вины, о которой он ничего не знает».

Информация о работе Психоаналитическая теория личности