Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:18, реферат

Краткое описание

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрейда (1856- 1939), раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения.
Описание отклоняющегося поведения в психоаналитических терминах требует предварительного введения в основные понятия и модели психической жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.docx

— 28.97 Кб (Скачать файл)

Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения

    Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрейда (1856- 1939), раскрывают бессознательные  механизмы человеческого поведения.

    Описание  отклоняющегося поведения в психоаналитических терминах требует предварительного введения в основные понятия и  модели психической жизни.

    Первоначально фрейдовская теория развития личности была биологически обоснованной и подчеркивала первичность инстинктивных процессов - внутренних требований. 3. Фрейд выделял  два ведущих вида инстинктов: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Агрессивный  инстинкт признавался производным  и главным проявлением инстинкта  смерти, а склонность к агрессии - исходной инстинктивной тенденцией, характерной для всех людей.

    З.Фрейд  в психической жизни человека выделил сознательное и бессознательное. Бессознательное включает то, что недоступно для сознания из-за подавления (собственно бессознательное), и то, что может легко перемещаться из бессознательного в сознание (предсознательное). Сознательное выступает инстанцией, чувственно-воспринимающей внутренние и внешние возбуждения, делающей их осознаваемыми с помощью речи.

    Другим  ключевым моментом явилось введение структуры психического аппарата. Структурная  модель, предложенная З.Фрейдом, включает три системы или силы: Ид, Эго и супер-Эго [22]. Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.

    Ид - термин, который Фрейд использовал  для обозначения той (большей) части  психики, которая содержит примитивные  желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации «страх-желание» и фантазии. Это «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциями». Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. Ид довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. 3. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процессом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование и власть могут быть выведены из дериватов - мыслей, действий и эмоций.

    Эго - имя тех функций, которые позволяют  приспосабливаться к требованиям  жизни и находить пути, доступные  в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Эго развивается  непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро - в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (последовательного, логического, ориентированного на прогнозирование). Таким образом, Эго является посредником между требованиями Ид и ограничениями среды. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательное Эго - то, что большинство людей понимает под термином «Собственное Я», или «Я», бессознательное Эго включает в себя защитные процессы.

    Как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому оно преобразовывает  желания Ид в действия так, как  будто желания Ид являются его  собственными желаниями. Не находящие  выхода чувства становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. 3. Фрейд определял тревогу как  специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасность - реальную или потенциальную. Тревога может быть: реалистической (вызванной опасностью во внешнем  мире); моральной (вызванной конфликтом с супер-Эго); невротической (вызванной конфликтом с инстинктивными импульсами Ид). Тревога сигнализирует о наличии структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем.

    Кроме Ид и Эго было введено понятие  супер-Эго для той части психического аппарата, которая является отражением остаточного родительского влияния. Главной задачей супер-Эго, по мнению З.Фрейда, является подавление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Основными функциями данной инстанции при этом выступают: идеал, самонаблюдение и совесть.

    В основе внутренних стандартов и запретов лежат прежде всего идентификации с родительскими фигурами. Так, первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, родительского, авторитета. Впоследствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним авторитетом - супер-Эго. Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувства неполноценности, вины или потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого супер-Эго.

    Например, суицидальное поведение нередко  формируется на фоне депрессивного  состояния, вследствие потери любимого человека. Некоторые люди в такой  ситуации вместо «нормальной» печали переживают особое состояние меланхолии (депрессию) с резким ухудшением самочувствия и обеднением Я. Объект любви может  умереть не реально, а во внутреннем мире человека. 3. Фрейд говорит: «Объект  утерян как объект любви. При печали обеднел окружающий мир, при меланхолии - само Я» [23, с. 217]. Остановится недостойным, ни к чему не годным, потерявшим самоуважение: поскольку оно подвергается жестокой критике супер-Эго. При этом на самом деле самоупреки мало подходят к личности самого человека, но при внимательном рассмотрении вполне применимы к любимому им лицу. Имеет место идентификация - отождествление Я с оставленным объектом. Потеря объекта превратилась в потерю Я, а критика - в самокритику. Если любовь, от которой невозможно отказаться (в то время как от реального объекта отказываются) нашла себе выход в нарцисстическом отождествлении, то по отношению к этому (внутреннему) объекту проявляется ненависть. Именно этому объекту причиняется страдание вплоть до садистического удовлетворения. «Только этот садизм разрешает загадку склонности к самоубийству», - утверждает З.Фрейд [23, с. 221].

    Становление личности рассматривалось 3. Фрейдом  как стадии психосексуального развития. Это последовательное прохождение  стадий, на которых внимание оказывается  направленным преимущественно на определенный участок тела - от оральной фазы через  анальную и фаллическую к генитальной. Классическая теория драйвов (психических проявлений инстинктов) постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо стадии своего психосексуального развития, то он будет фиксирован на данной стадии.

    Характер  понимался как выражение подобной фиксации. Нарушения характера, а следовательно, и поведения человека также объяснялись такой фиксацией. Например, если человеком пренебрегают в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза) либо чрезмерно потворствуют на этой стадии, то это может вызвать формирование депрессивного склада личности. В зависимости от того на чем был фиксирован человек и что кажется в нем центральным, его характер описывали как оральный, анальный или фаллический.

    Поздние работы З.Фрейда послужили толчком  к развитию такого направления в  психоанализе, как эгопсихология, рассматривающего процессы, которые сегодня объединяются общим понятием «защита». Подобно тому как мы пытаемся понять человека, исходя из конфликтной фазы развития, мы также можем классифицировать людей в соответствии с характерными для них способами справляться с тревогой.

    С момента рождения и достаточно длительное время ребенок остается беспомощным  и зависимым, в результате чего возникает  ощущение опасности, связанное со страхом  потерять объект (значимого взрослого). Этот страх, в свою очередь, порождает  потребность быть любимым. Эго ребенка  относительно слабо, на этой стадии потеря объекта или потеря любви могут  породить тревогу» которая сохранится на более поздних стадиях. Позднее главными источниками тревоги становятся страх кастрации (на фаллической стадии) и страх перед супер-Эго (в латентном периоде и после его окончания).

    Представление о том, что основной функцией Эго  является защита собственного Я от тревоги, было развито Анной Фрейд (1895 - 1982) в классической работе «Психология Я и защитные механизмы» (1936). Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями [21].

    То, какие защиты преобладают у данного  человека, зависит от взаимодействия следующих факторов: 1) врожденный темперамент  ребенка; 2) природа стрессов, пережитых  в раннем детстве; 3) защитные стили  родителей и других значимых людей; 4) опыт использования защит в  жизни (подкрепления).

    Наиболее  важными защитными механизмами  признаются следующие:

  • подавление (вытеснение) - процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными (главный скрытый механизм, лежащий в основе всех других видов защиты); 
  • отрицание - игнорирование какого-либо требования внешнего мира, вследствие его болезненности для индивида; 
  • проекция - процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру; 
  • формирование реакции - процесс обращения импульса в его противоположность (например, вытесненную ненависть к матери в чрезмерную заботу о ней); 
  • регресс - возврат к менее зрелому уровню развития; 
  • сублимация - направление инстинктивных импульсов в социально приемлемое русло, например в интеллектуальную сферу, творчество. 

    Принято деление защит на примитивные (первичные, архаичные) и более зрелые (вторичные). Среди архаичных защит выделяют: примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию, интроекцию и проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию [11, с. 130].

    Примером  примитивной изоляции могут служить  ситуации, когда младенец попросту засыпает, т. е. автоматически переходит  в Другое состояние сознания от перевозбуждения или неудовольствия. «О взрослом возрасте стремление избегать напряжения может проявиться в склонности использовать с этой бессознательной целью химические вещества.

    Другим  примером будет поведение человека с зависимостью к алкоголю (наркотикам), упорно отрицающего наличие проблемы и Убежденного в том, что он контролирует ситуацию. В данном случае включается такой защитный механизм, как отрицание. Эта Реакция - отзвук архаического процесса, уходящего корнями  в эгоцентризм, когда познанием  управляет дологическая убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случилось».

    Проекция  и интроекция, в свою очередь, могут  лежать в основе таких проявлений, как: садизм, эксплозивность (взрывчатость), депрессия в случае смерти близкого человека. Аналогично в ситуациях страха люди пытаются овладеть негативными чувствами и перенимают качества мучителя (проективная идентификация).

    Таким образом, использование архаичных  защит как бессознательного механизма  снятия тревоги может приводить  к психологическому избеганию или  малопродуктивному отвержению беспокоящих  факторов жизни.

    Вторичные, более зрелые, защитные механизмы  предположительно формируются на более  поздних этапах психосексуального  развития и являются относительно более  продуктивными - способствующими лучшему  разрешению внутренних конфликтов и  лучшей адаптации к реальности. Это - вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, раздельное мышление, поворот против себя, смещение, реактивное образование, соматизация, аннулирование, реверсия, идентификация, отреагирование вовне, сексуализация, сублимация [11, с. 155].

    В целом феномены, которые называются психологическими защитами, имеют множество  полезных функций. Они могут проявляться  в форме здоровой адаптации и  творчестве. Они также могут защищать Я от какой-либо угрозы. Личность, чье  поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится  выполнить одну из следующих задач: 1) избежать некоторого угрожающего  мощного аффекта (например, тревоги  или горя) или овладеть им; 2) сохранить  самоуважение; 3) уйти от внешней опасности.

    Важная  роль Эго в процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго». Сила Эго - это способность личности к восприятию реальности, даже когда  она чрезвычайно неприятна (без  привлечения примитивных защит, подобных отрицанию). Сила Эго проявляется, как указывает О.Кернберг, в хорошей  толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности [5].

    Проблемы  личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны  или недостаточны для нормальной адаптации. 3. Фрейд в более поздних  работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней, и когда поведение, маскирующее  тревогу, является саморазрушительным в широком смысле.

    В соответствии с психоаналитическими  представлениями существенную роль в динамике внутренних конфликтов играют родители, выступающие главными объектами  в мире ребенка. Представители более  позднего направления в психоанализе - теории объектных отношений последовательно  развивают идею о связи психологических  проблем с неблагополучием в  объектных отношениях. Огромное значение имеет то, как ребенок переживает отношения с родителями, какие чувства значимых объектов интернализируются им, какие образы родителей продолжают существовать в его бессознательном, влияя на поведение личности на протяжении всей ее жизни [13, с. 226].

Информация о работе Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения