Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:48, реферат
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений ребенка в разные периоды времени.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социально-психологические особенности общения в дошкольном возрасте;
- проанализировать межличностные отношения и конфликты в группе;
- изучить особенности совместной деятельности и общения в формировании гуманных отношений в детской группе.
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Психологическая характеристика дошкольного возраста………….4
3. Социально-психологические особенности общения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………...6
4. Межличностные отношения детей дошкольного возраста……….10
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Психологическая
3. Социально-психологические
4. Межличностные отношения детей дошкольного возраста……….10
Введение
Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, о характерных возрастных особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления о межличностных отношений детей различного возраста. С самого рождения человек вступает во взаимоотношения с другими людьми, которые формируют его характер, а значит оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Изучение основных составляющих межличностных отношений ребенка, особенностей этих взаимоотношений, а также важных факторов, позволяющих строить эти отношения на дружественном и бесконфликтном уровне является важной областью изучения социальной психологии.
Объект исследования – межличностные отношения ребенка.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений ребенка в разные периоды времени.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений ребенка в разные периоды времени.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социально-психологические особенности общения в дошкольном возрасте;
- проанализировать
- изучить особенности совместной деятельности и общения в формировании гуманных отношений в детской группе.
Психологическая характеристика дошкольного возраста
Период дошкольного детства с 3 до 6 лет. Я и Окружающая Социальная Среда Развития: в этот период отделение ребенка от взрослых создают предпосылки новой Социальной Среды Развития. Ребенок впервые выходит за границы своего семейного круга и устанавливает взаимоотношения с миром других людей и прежде всего его интересует мир взрослых людей, потому что он ощущает себя взрослым. Взрослые люди выступают как носители функций, ролей в системе разнообразных обществ отношений. Мир взрослых людей, мир их отношений так интересуют ребенка, что в своем изучении этого мира он не может ограничиться только его созерцанием. Он хочет активно в нем действовать, но напрямую это невозможно, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру, которая позволяет смоделировать отношения взрослых (как он их понимает, а не так как видит). Стремление детей быть взрослыми не может быть удовлетворено в основе включения в совместный труд со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре моделируются самые различные ситуации: бытовые, трудовые и, включаясь в эти ситуации, ребенок постигает смысл человеческих действий и взаимоотношений. Ребенок постигает, что включение в разные виды сюжетно-ролевой игры требует выполнения совершенно определенных правил и законов, а они диктуются теми нормами, которые существуют во взрослом мире. В 3-6 лет очень важную роль играют взрослые, но чтобы произошло строительство реальных взаимоотношений ему обязательно нужны сверстники (детские сады – какое-то время ребенок должен проводить без родителей). Дети учатся согласовывать свои действия, следовать каким-то правилам и в целом налаживать контакты с окружающим миром. Группа играющих детей – это школа социальных отношений. И в результате ребенок оказывается способным подчинять свои сиюминутные желания определенным правилам, которые установлены в данной группе, т.е. активно развивается воля.
Личностное развитие: начинает развиваться самооценка. Ведущей потребностью является потребность в социальном соответствии – быть, делать, поступать как взрослый. Игра во взрослого – удовлетворение потребностей. Новообразования:
1. к концу возраста формируется 1-я модель мира, как он устроен;
2. способность действовать по правилам подчинять поведение нормам, целям - произвольность поведения;
3. иерархия мотивов (проявляются в способности ребенка отказаться от действия в пользу более полезного действия: познав мотив; соревновательный; нравственный (желание что-то сделать правильно); общественный (желание что-то сделать для других). Доминирует соревновательный мотив. Начало развития самосознания.
4. Начало развития нравственного сознания (что такое хорошо и что такое плохо).
Кризис 3 лет объясняется развитием самосознания.
Когнитивная сфера: происходит развитие памяти, воображения в сюжетно-ролевой игре, формируется наглядно-образное мышление. Возникает план наглядных представлений и способность действовать в плане этих образных явлений. Возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных суждений, возникает внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления. Важной основой является возникновение детского сообщества, взаимодействие детей друг с другом. Это актуализирует работу самосознания. Оно развивается очень активно, развивается самооценка во взаимодействии со сверстниками. Все это связано с личностным развитием, возникает новый тип поведения, который называется личностным. Ребенок осознает, что хорошо и что плохо. В первую очередь ориентируется на взрослых, на их оценку и поступки. Развивается символическая функция, знает, что мир существует по каким-то законам, которые нужно выполнять.
Социально-психологические особенности общения в дошкольном возрасте
Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, которые обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которые основывается общение людей.
Общение со сверстниками, как и совместная деятельность, — обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессах общения он вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми. К общению детей и подростков в полной мере применимо высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении». Совместная деятельность и общение образуют единство.
В межличностном общении могут быть выделены три стороны.
Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопленного каждым из сверстников запаса знаний. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию сверстников между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности ребенка, создают трудности в его воспитании. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия детьми своих товарищей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности детей. Общение детей и подростков со сверстниками, так же как их общение со взрослыми, жизненно необходимо, является условием нормального развития человека.
Общение детей со сверстниками складывается в классе, группе детского сада, в различного рода неформальных и формальных детских и подростковых группах. Для приобретения социально-психологического опыта ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения. Так, дети семи лет проводят в общении со сверстниками от 50 до 70 % времени. Значимость общения со сверстниками возрастает от младшего к старшему возрасту, хотя его количественные (по времени) характеристики могут и не увеличиваться в связи с учебными и общественными нагрузками.
Содержание, интенсивность, формы общения существенно изменяются с возрастом. Дошкольник в общении со сверстниками реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом в общении со взрослыми, как наиболее референтными для него лицами.
Взрослый для ребенка – эталон поведения, образец для подражания. Сверстник – это партнер по совместной деятельности.
Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослыми способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношение к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня), но это общение — необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности.
Для младших школьников, как и для дошкольников, взрослый продолжает оставаться самым авторитетным лицом. Характерно, что в оценках, которые они дают сверстникам, дети ссылаются главным образом на мнение учителя. В связи с этим отношения детей в младшем школьном возрасте строятся в основном при прямом или косвенном участии педагога. Однако основания межличностных отношений сверстников иные, чем в группах дошкольников. Предпочтение в выборе товарищей определяется в наибольшей степени успехами или неудачами сверстников в учебе. Для младших школьников характерны полярные оценки сверстников: одних выбирают почти все, других – никто, что опять-таки связано с изменением социальной позиции ребенка и постепенным вхождением в новую для него учебную деятельность. В этом возрасте в общении начинают складываться первые, начальные проявления взаимоотношении по интересам, лежащие в основе формирования различного рода неформальных (неофициальных) групп. Несмотря па определенную ситуативность в выборе товарищей по общению (живут в одном доме, сидят за одной партой и т. д.), отношения сверстников друг к другу приобретают признак устойчивости, выделяются популярные дети, обладающие навыками и умением общения, и дети, не пользующиеся популярностью и любовью в классе. Неблагополучное положение в системе внутриклассного общения может сделать ребенка конфликтным, трудным для воздействия педагога.
У подростков и старших школьников развитие новых требований к взрослым и сверстникам порождает многообразие взаимоотношений. Если в младших классах положение ребёнка зависит в основном от успеваемости, поведения и от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для большинства подростков наиболее важным становится соответствие ожиданиям группы сверстников. Отсюда особая ценность таких качеств личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от товарища ждет помощи — стремление к справедливости особо обостряется и существенно сказывается на взаимоотношениях школьников. В общении с ровесниками подросток получает возможность подняться на новый уровень социальной и моральной зрелости, для него это самостоятельная, важная и ценная сфера жизни.
В общении со сверстниками в подростковом возрасте явно преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе. Потребность обрести, индивидуальность и, добиться признания окружающими, стать или хотя бы казаться взрослым является преобладающей в этом возрасте.
Группы сверстников с заданной организационной структурой (различные общественные организации) и неофициальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, приобретают для подростка особую притягательность. Случается, что личностные качества подростка, которые очень ценятся в одной группе, могут отвергаться в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении могут толкнуть подростка на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве и оказаться в ней интегрированным в определенных обстоятельствах. Это могут быть неформальные группы, иногда даже имеющие характер асоциальной ассоциации (в последние годы, например, это так называемые «фанаты» - истовые болельщики футбола). У подростков в процессах общения на передний план выдвигается комплекс нравственных качеств, делающих их более или менее популярными. Но достаточно одной или двух подмеченных товарищами или приписанных ему отрицательных черт, чтобы подросток утратил популярность («эффект ореола»). Группы сверстников оказываются весьма действенной школой формирования нравственных качеств, формой социального взаимодействия и сферой эмоциональных проявлений, важность которых дети усматривают в преданности группе, солидарности, справедливости, товарищеской взаимопомощи и т. д. Нарушение процессов взаимодействия становится причиной возникновения межличностных конфликтов.
Общение со взрослыми: Как указывала Майя Ивановна Лисина в первой половине дошкольного возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместной познавательной деятельности, мотив общения - познавательный. Дети задают множество вопросов, но поскольку обсуждаются проблемы далекие от обстановки взаимоотношения детей и старших, общение приобретает (впервые после рождения ребенка) выраженный внеситуативный характер. К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная. Она побуждается личностным мотивом. Взрослый для ребенка теперь не просто индивидуальность или абстрактное лицо, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества. Для ребенка важно теперь не только то, что взрослый его лечит, кормит, но взрослый получает в глазах ребенка свое собственное независимое существование, что позволяет через эти подробности воссоздать полный образ этого человека.
Общение ребенка со сверстниками возникает и развивается в тесной связи с общением со взрослыми, но в нем самопознание и самооценка достигаются иначе. Лисина: 1) ребенок разворачивает активность, напрямую на ознакомление со своим партнером; 2) обнаруживает эмоциональное воздействие, которое оказывает на него партнер; 3) ребенок стремится перед партнером проявить свои способности и умения, «показать себя» и тем позволить партнеру ознакомиться с собой; 4) он проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отношение последнего. Лисина делает вывод: потребность в общении со сверстниками, так же как и со взрослыми, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого и с его помощью. Основной продукт общения со сверстником состоит в аффективно-когнитивном образе себя и другого ребенка.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
Очень важно вовремя определить проблемные формы межличностных отношений, чтобы помочь ребенку преодолеть их. Такая помощь должна основываться на понимании причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Причины могут быть разные. Перечислим кратко самые распространенные:
Информация о работе Психологическая характеристика дошкольного возраста