Психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выделить психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
Объект: материнство среди несовершеннолетних
Предмет: психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
Задачи:
рассмотреть юридические особенности материнства среди несовершеннолетних;
рассмотреть материнство как психологическое явление;
рассмотреть психологические особенности материнства среди несовершеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Юридические особенности материнства среди несовершеннолетних……..5
Материнство как психологическое явление………………………………….8
Психологические особенности материнства среди несовершеннолетних..10
Особенности личности подростка……………………………………….10
Особенности личности несовершеннолетней матери………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.90 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 


Факультет «Юридической психологии»

Кафедра «Юридической психологии и права»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

 

Направление/специальность 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения»

Профиль/специализация/магистерская программа «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»

 

 «Допустить к защите»

«___»__________________201_ г.

 

Заведующая кафедрой Юридической психологии и права                       Е.Г. Дозорцева     

 

 

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Методист учебно-производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике                                                                               А.С. Жигачев

 

Руководитель                                                                                                   Р.В. Чиркина

 

Студент, группа                                                                           С.А. Калинина ЮПДП_2.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

  1. Юридические особенности материнства среди несовершеннолетних……..5

  1. Материнство как психологическое явление………………………………….8

  1. Психологические особенности материнства среди несовершеннолетних..10

    1. Особенности личности подростка……………………………………….10

    1. Особенности личности несовершеннолетней матери………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..18

 

Введение

 

Одним из центральных вопросов для человека современного общества являются риски и способы их предотвращения, минимизации и управления ими. Риск можно трактовать как возможность наступления событий с отрицательными последствиями, возникшая в связи с предпринимаемыми действиями, а также сами действия, при которых достижение желаемого результата связано с такой опасностью.

Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции, идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет. И если в российском обществе данное явление по большей степени умалчивается и игнорируется, то в ряде зарубежных стран несовершеннолетнее материнство рассматривается не только в научных трудах, но и в популярной литературе, и даже кинематографе.

Материнство в юном возрасте сопровождается рядом затруднений жизнедеятельности, разрешение которых в значительной степени зависит как от самих подростков и их семей, так и от общества. Юная мать нередко лишена экономической и психологической поддержки, что негативно отражается на ее социальном самочувствии и эффективности адаптации к роли матери.

Актуальность выбранной темы обуславливается следующим:

    1. правовое просвещение подростков остается на низком уровне, что недостаточно для их успешной социализации и адаптации;
    2. изучение психологии материнства – одна из малоразработанных наукой  областей;
    3. несовершеннолетнее материнство в современном российском обществе практически не признается и депроблематизируется на публичных аренах.

Цель: выделить психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

Объект: материнство среди несовершеннолетних

Предмет: психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

Задачи:

    1. рассмотреть юридические особенности материнства среди несовершеннолетних;
    2. рассмотреть материнство как психологическое явление;
    3. рассмотреть психологические особенности материнства среди несовершеннолетних.

 

 

1. Юридические особенности материнства среди несовершеннолетних

 

В современном законодательстве Российской Федерации вопрос несовершеннолетнего родительства (в частности, несовершеннолетнего материнства) является мало разработанным. Это связано с тем, что несовершеннолетнее материнство депроблематизируется в большинстве сфер жизни современного российского общества. Избегание либо резко-негативная трактовка темы несовершеннолетнего материнства в СМИ, отсутствие грамотно составленной и стабильной системы социальной поддержки несовершеннолетних матерей, заведомая нелигитимность (незаконность) подростковой беременности, а так же слабая половая просвещенность подростков - все это приводит к тому, что столкнувшись с беременностью девочки-подростка, ее семья, чаще всего, ни только не готова к помощи ребенку, но и не может получить необходимую информацию и поддержку по данному вопросу. В связи с неподготовленностью своей семьи, девочка-подросток часто старается скрыть факт беременности от окружающих, решается на нелегальный аборт и самопроизвольное прерывание беременности [12, 17].

Анализируя юридически обозначенные права и обязанности родителей, [19] можно сделать следующее заключение: несовершеннолетние матери, в целом, обладают такими же правами и обязанностями, как и совершеннолетние матери (в том числе, право на получение педагогической, материальной, медицинской и других видов помощи и поддержки).

И все же, родительские права и обязанности могут быть ограничены в связи с возрастом матери, а точнее в связи с отсутствием ее полной дееспособности. До достижения несовершеннолетней матерью возраста шестнадцати лет воспитание ребенка осуществляется совместно с назначенным опекуном. По достижении шестнадцатилетия, маленькая мама имеет право самостоятельно воспитывать и растить ребенка, а так же может вступить в брак, тем самым приобретая полную дееспособность.

В любом случае, не зависимо от дееспособности несовершеннолетней матери, у нее есть обусловленные права и обязанности по отношению к ее ребенку, в первую очередь, а так же по отношению к родственникам ребенка, будь то его отец, бабушки или дедушки, братья или сестры и т.д. Во-первых, родительские права и обязанности по отношению к ребенку равны как для матери, так и для отца. Знание данного положения позволяет распределять заботу о благополучии ребенка в равноценных долях между его родителями. Даже если один из родителей проживает отдельно от ребенка, то это не лишает его права на получение информации о ребенке, на общение с ним, а так же на полноценное участие в жизни ребенка.  Во-вторых, родители не вправе препятствовать общению ребенка с его бабушками, дедушками, братьями, сестрами и другими родственниками, как по материнской, так и по отцовской линии.

Среди родительских обязанностей, стоит выделить воспитание ребенка, забота о его физическом, психологическом, моральном и других видов развития, здоровья и благополучия. Родители обязаны защищать права и интересы своего ребенка (при их совпадении), либо предоставить право защищать права и интересы ребенка органом опеки (при наличии противоречий интересов и мнений между ребенком и его родителями). Обеспечение получения ребенком общего образования так же возлагается на родителей, вместе с тем наделяя их правом выбирать образовательное (или образовательные) учреждения для ребенка, форму обучения с учетом мнения ребенка.

Родителям, независимо от их возраста и дееспособности, важно не забывать, что 1) обеспечение интересов ребенка - это предмет их основной заботы; 2) причинение какого-либо вреда ребенку, а так же унижение, оскорбление, грубое или жестокое обращение и т.п. по отношению к ребенку в любом случае недопустимы; 3) никто не вправе незаконно удерживать ребенка у себя; 4) нарушение прав ребенка, пренебрежение своими родительскими обязанностями и злоупотребление родительскими правами караются ограничением родительских прав, либо лишением оных.

 

 

2. Материнство как психологическое явление

 

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психологический феномен рассматривают с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины [14]. Свойство матери эмоционально переживать стимуляцию от ребенка и выражать свои эмоции во взаимодействии с ним, стремиться участвовать в его жизни рассматривается как ее природная способность [2]. Степень выраженности материнского инстинкта зависит от того, насколько сильны в обществе механизмы и процессы, направленные на игнорирование, подавление значимости детородных качеств женщины [9, 15].

Выделяется ряд факторов, положительно влияющих на созревание и появление материнского инстинкта [18]:

    1. прообраз материнства;
    2. желание иметь детей, установка на них;
    3. положительный отклик на беременность;
    4. нежность к зарождающейся жизни;
    5. чувство жалости и сострадания к ребенку;
    6. эмоциональная отзывчивость матери.

Между тем, ряд исследователей полагают, что материнский инстинкт не заложен природой, а формируется в процессе взросления женщины. Э. Бадинтер полагает, что материнская любовь (а не инстинкт) зависит от того, какая из трех основных женских ролей во взаимосвязи друг с другом является главенствующей: роль матери, жены или свободно реализующейся женщины [14].

Образ идеальной женщины:

    1. идеальная женщина не сталкивается с незапланированными беременностями, потому что всегда реалистично оценивает ситуацию, не поддаваясь чувствам;
    2. она обладает адекватно высокой самооценкой;
    3. осознанно и эффективно планирует свою деятельность;
    4. став матерью, всегда готова к взаимодействию с ребенком;
    5. не подверженна депрессивным настроениям, переживаниям вины и стыда;
    6. сама справляется со всеми проблемами.

Данный образ частично противоречит сопоставим с современным образом матери. Мать, которая оценивает ситуацию не опираясь на чувственный опыт, в меньшей степени способна установить психологический контакт со своим ребенком. Эксперименты Г. Харлоу, посвященные изучению депревации материнского воспитания, позволяют сделать вывод, что психологический контакт между матерью и ребенком крайне важен. К тому же, данный образ не указывает на взаимодействие женщины с отцом ребенка после зачатия ребенка.

Таким образом, в идеале, мать должна:

    1. сознательно желать быть матерью;
    2. быть эмоционально отзывчивой по отношении к своему ребенку;
    3. обладать объективно высокой самооценкой, при этом не избегать обращения к специалистом в случае возниконовения каких-либо проблем;
    4. направлять свою деятельность на успешное физическое развитие, воспитание ребенка, формирование его как целостной личности.

В кинематографе множество картин посвящено материнской роли. Здесь и отечественные и зарубежные фильмы и сериалы самых разных жанров: от драмы до документального фильма, от повседневности до фантастики и фэнтези. Они повествуют о периоде беременности, о матерях с младенцами и матерях с детьми-подротками. Образ материнства в кинематографе нередко занимает нишу особой ценности, даже чуда.

В целом, фильмы и сериалы о материнстве показывают зрителю все те особенности, которые были названы выше, оказывают существенное влияние на формирование положительного восприятия данного явления.

 

3. Психологические особенности материнства среди несовершеннолетних

3.1. Особенности  личности подростка

 

Подростковый возраст не зря считается одним из самых сложных периодов в жизни человека. Ввиду отсутствия в современных условиях преемственности между детством и взрослостью, можно говорить о маргинальности подросткового периода [16]. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он теряет часть привелегий, доступных детям, и приобретает обязанности, характерные для взрослого человека. Наступает так называемый "переходный возраст", основная цель которого - окончательная подготовка молодого человека к взаимодействию с социумом, к приобретению статуса взрослого и, как следствие, к обретению полной дееспособности, полной ответственности за себя, свои действия и свою жизнь.

В первую очередь происходят существенные изменения в физиологии подростка, напрямую связанные с половым созреванием. Начинают вырабатываться гормоны, под влиянием которых проявляются вторичные половые признаки (например, щетина у мальчиков и менструальный цикл у девочек). Бурный физический рост организма сопровождается изменениями пропорций тела, появляется подростковая угловатость, в связи с чем подросток чувствует себя неловким и неуклюжим [16].

Половым созреванием обусловлены и психологические особенности, характерные подростковому возрасту: завышенные притязания к себе и окружающим, резкие переды настроения, амбивалентность чувств, стремление к автономии и т.д. [3, 16]. Дандарова Ж.К., Костромина С.Н., Реан А.А., Петанова Е.И. и Розум С.И. говорят об основных явлениях, присущих подростковому возрасту [16]:

Информация о работе Психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних