Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:08, реферат
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность:
• глубоко знающую себя и владеющую собой;
• активно проявляющую свою индивидуальность;
1. Введение
2. Психологические основы творчества
3. Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
4. Заключение
5. Библиографический список
Психологические основы творчества
Содержание:
1.Введение
Принципиально новая общественная,
социально-экономическая
Формирование нового общественного
мировоззрения требует
Развитие такой личности
связано с процессом
Преобладание урочной
формы занятий и репродуктивных
методов обучения, трансляция безличных,
чисто объективных знаний и способов
деятельности приводит к тому, что
учащиеся не могут проявить себя в
соответствующих областях культуры
и не развиваются как творческие
личности. В такой ситуации основным
способом взаимодействия ребенка с
внешним миром становится поглощение
информации о нем, что при стремительном
возрастании ее объема приводит к
физической и психической перегрузке
учащихся и, как следствие, возникновения
у них различных
В связи с этим возникает
необходимость развития базовой
культуры личности, которая предполагает
поиск таких методов и средств,
которые бы позволили преодолеть
отчужденность и
2. Психологические основы творчества.
К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании человекам является сквозной в работах Н.А. Бердяева, который рассматривает проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит о том, что творчество создает особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определяет цель творчества как искание смысла, "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу" [Бердяев 1993: 53-54]. Понятие творчества у него тесно связано с идеей внутренней свободы и поиском смысла жизни. "Недовольство конечностью и закованностью этого мира, устремленность к тому, что лежит за пределами рационального порядка" - устремляет человека к творчеству, цель которого не столько оформление в конечном результате, творческом продукте, сколько "раскрытие" бесконечного потенциала человеческих возможностей.
Стендаль также писал, что "у человека нет более благородного занятия, которое оправдало бы его существование на земле, подтверждая высокое звание человека, давая ему самое глубокое и непреходящее наслаждение с ранней юности до преклонных лет, чем творчество" [Стендаль 1989: 151].
В свете психологической науки феномен творчества был подробно рассмотрен и изучен Л.С. Выготским. Творческую деятельность он определяет как такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-то "вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [Выготский 1997: 15]. В этой связи он выделил два основных вида деятельности:
Мозг человека - это орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов прошлого опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и воспроизводящим свое настоящее.Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.
Активное воображение
включает в себя артистическое, творческое,
критическое, воссоздающее и антиципирующее.
Активное воображение всегда направлено
на решение творческой или личностной
задачи. Человек оперирует фрагментами,
единицами конкретной информации в
определенной области, их перемещением
в различных комбинациях
Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то, что продуктами
воссоздающего воображения
Твоображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Следующая творческая способность,
которую определял Лук А.Н. способность
к свертыванию мыслительных операций.
В процессе мышления нужен постепенный
переход от одного звена в цепи
рассуждений к другому. Порою
не удается мысленным взором охватить
всю картину целиком, все рассуждение
от первого до последнего его шага.
Но человек обладает способностью к
свертыванию длинной цепи рассуждений
и замене их одной обобщающей операцией.
Процесс свертывания
В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:
Можно выделить следующую
синтетическую структуру
3. Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
У людей "среднего ума" интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь, начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.
Творческое мышление:
Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений [Столяренко 2005: 214].
Смена парадигмы общественного
развития и вхождение в информационно-
Это находит свое отражение
в возникновении