Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:59, реферат
Это жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождают немало трудностей в их жизни и деятельности. Трудолюбие - характерная черта подавляющей части населения арабских государств. Арабы напряженно работают в жару и в холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодные. Издравый смысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от них большого старания. Вместе с тем арабы никогда не получали удовлетворения от своей работы, поскольку труд для них всегда был тяжкой повинностью. Поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как и у других народов, длительное время находившихся под колониальным гнетом.
Введение…………………………………………….3
Психологические особенности арабов…………....5
Характер и определение арабов………………..…9
Заключение………………………………………..15
Список используемой литературы……………....16
Содержание
Введение
Арабы - представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию.
Страны, большинство населения которых составляют арабы в широком смысле, образуют в своем единстве то, что стало называться сегодня арабским миром. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.
Это жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождают немало трудностей в их жизни и деятельности. Трудолюбие - характерная черта подавляющей части населения арабских государств. Арабы напряженно работают в жару и в холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодные. Издравый смысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от них большого старания. Вместе с тем арабы никогда не получали удовлетворения от своей работы, поскольку труд для них всегда был тяжкой повинностью. Поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как и у других народов, длительное время находившихся под колониальным гнетом.
Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, исходят из абсолютного значения для людей норм морали, установленных Кораном. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость всевышнего. Поэтому арабам с детства внушается, что небу наиболее угоден богобоязненный, обиженный судьбой человек. Вот почему в соответствии с таким нравственным идеалом арабам на протяжении многих веков прививались покорность, смирение, умеренность, неприхотливость, приспособляемость, терпеливость. В то же время в повседневной жизни широко распространены среди арабов различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в их восприятие и осмысление окружающего.
Психологические особенности арабов
Арабы населяют более двадцати государств на Востоке. Все они имеют одно происхождение и похожие психологические характеристики. Это темпераментные люди. В ежедневной жизни они веселые и активные. В своем доме араб всегда хозяин, он любит порядок и послушание, а гость для араба – дорогой человек. Приветливость не единственное отличительное качество арабов. Во многих своих поступках они беспечны, не любят волноваться о предстоящем и практически всегда пребывают в хорошем расположении духа. В поступках арабы проявляют завидную изобретательность, они всегда находят интересные и нестандартные решения, а предприимчивость этих людей играет им на пользу. В обществе арабов приветствуются инициативные и смелые люди, скромность не входит в число достоинств, по крайней мере, для арабских мужчин.
Визитная карточка арабской нации – любовь к труду и умение долго и методично заниматься своим делом. Все, от простых рабочих до высокопоставленных чиновников и бизнесменов, трудятся ежедневно для собственного блага, но редко получают удовольствие от своей деятельности. Дело в том, что многие и многие поколения арабов трудились для того, чтобы выбиться с нищеты и улучшить условия своего проживания, по этому, труд стал своего рода обязанностью, нависающей над арабским человеком. Умение и необходимость трудиться сделали арабскую нацию выносливой и неприхотливой. В сознании людей закрепилось понимание того, что работать нужно, так же как и быть терпеливыми, настойчивыми и уверенными в себе.
Вне трудовой деятельности арабы любят красивый отдых. Все свое жизнелюбие и стремление к прекрасному они демонстрируют в общении с друзьями и близкими. Арабы считаются миролюбивыми людьми – они редко провоцируют скандалы и ссоры, чаще стремясь к общению и обмену положительными эмоциями. Обладают они и хорошим чувством юмора, умеют смотреть на мир глазами оптимистов и остряков.
В общении для арабов большое значение имеет стиль разговора оппонента. По тому, как собеседник строит предложения, подбирает слова и украшает речь красивыми высказываниями, араб делает выводы о нем. Это связанно с особенность арабского языка: он богатый и подразумевает использование метафор, словесных оборотов, гиперболических высказываний. Если вы хотите переубедить в чем-то араба или понравиться ему, запомниться, тогда следите за яркостью и правильностью своей речи в разговоре. Логическое мышление отключается, когда араб слышит красивые слова. Эмоциональность во многом преобладает в характере арабских людей. Они склонны бурно реагировать на слова и действия, стремятся проявлять собственные эмоции. Импульсивность и резкость делают арабов очень темпераментными людьми. Им сложно сдерживать свои эмоции, по этому, порывы чувств часто берут верх над спокойствием.
Вся жизнь настоящего араба спланирована согласно законам Корана – святого письма мусульман. Религия играет очень большую роль в развитии нации. Идеальным поведением верующего араба является покорность и раскаянье в своих грехах. Приветствуется поклонение Богу и беспрекословное послушание перед ним. Многие поступки рабских мусульман основываются на сказаниях Корана. С первых годов жизни дети узнают от родителей о том, как важно быть послушными верующими и проявлять смирение, покорность, с честью и радостью принимать трудности, которые выпадают на их судьбу. В арабских людей в крови – терпеливость и выносливость. Они сильные морально, умеют приспосабливаться. Интересной отличительной чертой арабов является суеверность. Они внимательны к приметам, верят в предсказания и предрассудки. Эта суеверность, передаваемая с поколения в поколение, стимулирует у арабов развитие подозрительности, неуверенности в завтрашнем дне и настороженности.
В межличностных отношениях между арабами важную роль играет социальный статус. Люди, которые имеют достаток и власть, позволяют себе быть надменными и грубыми по отношению к окружающим. Проявление физической силы и агрессии – обычная практика. Люди, занимающие низшие ступени общества, вынуждены быть покорными и спокойно принимать удары судьбы – ведь так приказано в Коране. Обращаться к богатым влиятельным людям среди арабов принято с честью и уважением. В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися им людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, в том числе иностранцу, если последний им нравится.
Также следует отметить, что иерархическая система подчинения, насаждавшаяся правящими кругами среди арабов, выработала определенные нормы взаимоотношений между людьми. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являются обычной практикой высших по отношению к низшим. Отношение же низшего к высшему всегда характеризуется подобострастием в речи и манере поведения. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящих, очень чувствителен в отношениях с себе равными, проявляет высокую эмоциональную возбудимость, а часто и экспансивность, отстаивая личную честь и достоинство.
Среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным; арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся «сохранить лицо» - и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов.
«Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.»1
Характер и определение арабов
Рабы своего собственного тирана могут предаваться пустым восторгам по поводу независимости своего народа, но араб свободен лично и до некоторой степени наслаждается благами общественной жизни, не теряя прав, предоставленных ему природой. В каждом племени суеверие, благодарность или удача возвысили какую-то одну семью над равными ей. Титулы «шейх» и «эмир» всегда передаются по наследству внутри этого избранного рода, но порядок наследования определен нечетко и нетвердо, поэтому самого достойного или самого старшего годами из этих знатных родственников предпочитают остальным и дают ему простое, но важное поручение – своим советом улаживать споры и своим примером вести соплеменников за собой, когда необходимо проявить мужество. Даже женщине, если она наделена здравым смыслом и умом, раньше позволялось управлять земляками Зенобии. Кратковременный союз нескольких племен создает армию, их более долгий союз порождает нацию; верховный предводитель, эмир эмиров, чье знамя развевается над их головой, может заслужить у иноземцев имя короля. Если арабские князья злоупотребляют своей властью, они быстро расплачиваются за это бегством своих подданных, которые привыкли к мягкому отеческому правлению. Души этих подданных свободны, их путь ничто не преграждает, пустыня открыта перед ними, так что племена и семьи держатся вместе по взаимному добровольному соглашению. Более нежные и покорные уроженцы Йемена терпели пышность и величие монарха, но если он не мог выйти из своего дворца, не рискуя жизнью, то на деле страной, должно быть, правили знатные люди и обладатели высоких должностей. Города Мекка и Медина по форме, а вернее, по сути представляли собой республики в сердце Азии. Дед Магомета и потомки этого деда в отношениях с другими странами и во внутренних делах выступали как правители своей страны; но они правили, как Перикл в Афинах или семейство Медичи во Флоренции, лишь благодаря тому, что все считали их мудрыми и честными, их влияние делилось на части вместе с имуществом, и скипетр перешел от дядей пророка к младшей ветви племени курейш. По торжественным случаям они созывали народное собрание, и поскольку заставить людей подчиняться можно либо принуждением, либо убеждением, применение древними арабами ораторского искусства и слава, которой пользовались ораторы, является самым явным доказательством свободы арабского общества. Но их простая свобода была совершенно иной, чем тонкая искусственная механика греческой и римской республик, в которых каждый член общины владел неделимой частицей ее гражданских и политических прав. В более простом обществе арабов народ свободен потому, что каждый его сын считает ниже своего достоинства подчиняться воле господина. Его силу укрепляют суровые добродетели: мужество, терпение и воздержанность.
Любовь к независимости развивает в нем навыки самообладания, а боязнь бесчестия оберегает его от более низких страхов перед болью, опасностью и смертью. В его поведении заметны серьезность и твердость ума; говорит он медленно, убедительно и коротко; он редко смеется, его единственный жест – поглаживать свою бороду, почтенный символ мужества, а ощущение собственной значительности учит его обращаться к равным себе без легкомыслия, к высшим без робости. Свобода сарацин пережила их завоевания: первые халифы были снисходительны к дерзости и фамильярности речи своих подданных и сами убеждали и поучали верующих с кафедры проповедника. Лишь после того, как столица империи была перенесена на берега Тигра, Аббасиды переняли величавые пышные церемонии у византийского и персидского дворов.
Однако дух грабежа и мести смиряло более мирное влияние торговли и книжной учености. Уединенный Аравийский полуостров был со всех сторон окружен самыми цивилизованными народами Древнего мира; торговец – Друг человечества, и караваны каждый год привозили первые семена знаний и вежливости в города и даже в кочевья пустыни.
«Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них стоит немного... Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели… Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.»2
Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.
Арабу нельзя доверять. Кажется, что он твой друг, но внезапно в нем просыпается зверь, и он вполне может всадить тебе нож в спину. Любая попытка к бегству обречена на провал, среди готовящихся к побегу обязательно найдется доносчик.
Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской - украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения - такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.
Свободный, гордый, великодушный араб может быть дерзким и вспыльчивым; он заключает в себе все пороки и добродетели своей нации: необходимость постоянно заботиться о своих нуждах делает его активным, множество страданий, которые он вынужден терпеть, делает его спокойным. Араб любит независимость - это единственная его радость, он ненавидит всякую власть и готов сражаться против нее с исключительной жестокостью. Арабом часто движет чувство мести. Честь для араба - превыше всего. Меч, красноречие и гостеприимство - вот что составляет славу нации. Меч для араба - единственное средство отстоять свои права; неразвитость письменности придает особый вес красноречию, благодаря которому споры порой удается решить мирно, без применения оружия; гостеприимство для араба - часть общечеловеческого кодекса.