Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:19, творческая работа

Краткое описание

Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание
(Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).

Вложенные файлы: 1 файл

Мозжухина Л.А 6-10лет..ppt

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

Выполнила: Мозжухина Любовь, 641 группа.

 

Младший школьный 

возраст

 

(от 6 до 11 лет)

 

 

Поступление

 в школу

 Младший школьный возраст –

возраст 

спокойного и равномерного физического  развития

 

Увеличение 

роста и веса,

выносливости,

 жизненной ёмкости

лёгких 

 

Костная система

  в стадии

формирования 

 

Функциональное

 совершенствование

мозга

Объективная психологическая готовность 

к обучению в школе 

 

Внимание относительно длительно  и устойчиво 

 

Память  достаточно развита 

 

Острота и свежесть  восприятия 

 

Любознательность 

 

 Яркость воображения

 

Речь довольно развита 

Субъективная психологическая  готовность 

к обучению в школе

 

желание и стремление учиться  в школе 

 

своеобразная готовность,

к новым формам взаимоотношений  со взрослыми 

Требования всё время нарастают,

и наличный уровень психического  развития непрерывно подтягивается  к необходимому уровню.

 

С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте.

 

Постоянно

 растущие  требования,

 которые предъявляются

учебной работой и  коллективом 

к личности ребёнка,

 к его вниманию,

памяти, мышлению

 

Научный уровень 

психического развития 

и развития качеств

личности

Основная деятельность 
младшего школьника

 

учение 

 

приобретение 

новых знаний,

умений и навыков

 

накопление 

систематических 

сведений об 

окружающем  мире,

природе и обществе 

Учебная деятельность в начальных классах  
стимулирует, прежде всего, развитие психических  
процессов непосредственного познания  
окружающего мира – ощущений и восприятия.

 

  • В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.

 

  • В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

 

Возрастные особенности  внимания

 

  • Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации).

 

  • Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание

   (Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).

Возрастные особенности памяти

 

  • Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
  • Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
  • Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
  • Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Возрастные особенности развития воображения

 

  • Совершенствование воссоздающего воображения.
  • Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.

Возрастные особенности мышления

 

  • Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.
  • Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений.
  • Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность

 

  • Находится на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Развитие личности младшего школьника

 

  • Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми.
  • Сильно подвержено внешнему влиянию.
  • Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
  • Начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников

 

  • Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).

   Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастные особенности воли

 

  • Общая недостаточность воли.
  • Наблюдается капризность, упрямство -

   своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

   (Причина – недостатки семейного воспитания)

Эмоциональность младших школьников 

 

Младшие школьники очень эмоциональны.

  • Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
  • Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
  • В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

  С годами всё больше развивается

способность регулировать свои чувства,

сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

    Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. 

К концу  
младшего школьного возраста  
ребёнок должен  
хотеть учиться,  
уметь учиться и  
верить в свои силы.

Полноценное проживание этого  возраста,

 его позитивные приобретения

являются необходимым основанием,

на котором выстраивается дальнейшее  развитие ребенка как активного  субъекта познаний и деятельности.

Основная задача взрослых в работе  
с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей  
с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Спасибо за внимание!


Информация о работе Психологические особенности детей младшего школьного возраста