Психологические теории коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:19, доклад

Краткое описание

Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические теории коллектива рейтин.docx

— 21.08 Кб (Скачать файл)

Психологические теории коллектива 

Определенная традиция исследования коллектива в отечественной науке имеет два источника.

  1. Постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано определенное идеологическое содержание: в работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив – специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализована лишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь «суррогаты коллективности» и в качестве таких «суррогатов» разнообразные групповые образования, которые, естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристик коллектива.
  2. Второй источник названной традиции: активные исследования коллектива в различных отраслях обществоведения в 20-30–е годы. Пафос исследований заключался именно в подчеркивании совершенно особой природы тех реальных групп, которые возникали в различных звеньях общественного организма в нашей стране. Это проявило себя и в обыденном употреблении самого понятия «коллектив». Широкое значение понятия «коллектив», распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т.д. Давно завоевали право на существование такие выражения, как «коллектив машиностроительного завода», «коллектив научно-исследовательского института», «коллектив трудящихся легкой промышленности», «коллектив рабочих и служащих такой-то области» и пр. Общий признак всех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфические образования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.

 
 

Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллектива.

 

В педагогике идея коллектива была разработана  А. С. Макаренко, в которой также представлен и социально-психологический аспект.

 Коллектив (по А. С. Макаренко) -это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

А.С. Макаренко наряду с решением педагогических проблем коллектива совершенно четко обозначал и тот специфически социально-психологический аспект исследования, который в последствии был принят советской психологией. Первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций.

Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются.

Характеризуя эти стадии, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обрисованы «перспективные линии» развития коллектива, разработана «диалектика требований», организованы «завтрашние радости». Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую атмосферу, которая наилучшим образом соответствует развитию личностей, входящих в него.

Красной нитью во всех рассуждениях у А.С. Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

 
 
Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского . В его представлении, группа — это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ярда) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива. 
 
Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т. п. 
 
Требования к коллективу: 

1) успешно справляться  с возложенными на него задачами (быть эффективным в отношении основной деятельности); 
2) иметь высокую мораль; 
3) устанавливать хорошие человеческие отношения; 
4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности; 
5) быть способным к творчеству; 
6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. 
 
Коллективистские отношения определяются через следующие понятия: 
 
1) нравственность — построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали; 

2) ответственность — добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является ли он членом данного коллектива; требовательность к себе и другим; объективное оценивание своих достижений; 
 
3) открытость — способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими группами или новыми членами в своем коллективе; 
 
4) коллективизм — постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщению; 
 
5) контактность — доверительные личные отношения; 
 
6) организованность — умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей; 
 
7) информированность — знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы; 
 
8) эффективность — успешность решения задач. 
 
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в реальности почти нет. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Тот факт, что это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином «коллектив», есть лишь дань упомянутой традиции. Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в марксистском употреблении понятие «коллектив» весьма спорно (может ли быть «коллектив частной фирмы» или «коллектив совместного российско-американского предприятия»?), в обыденной речи оно сохраняется. Нет оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая отмеченную специфику его содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Если отвлечься от некоторого разнообразия терминологии, то можно выделить те характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей). Во-вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Министерство образования и науки Российской Федерации   

      Нижегородское  образовательное государственное  учреждение высшего

                               профессионального образования

           «Нижегородский государственный  педагогический университет»

 

 

 

 

                       

                        Доклад

       «Психологические теории коллектива»

 

 

                                                     

 

                                                       Выполнила: Ермакова А.С.

                                                                    Студентка 5 курса (з.о.) по

                                                                    Специальности ОРМ

                                                                  Руководитель: Фомина Н.В.

                         

 

                                 Нижний Новгород

                                          2014г


Информация о работе Психологические теории коллектива