Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:38, реферат

Краткое описание

Каждый человек желает, чтобы в его семье, коллективе была благоприятная психологическая атмосфера. Для того чтобы её сформировать и поддерживать на должном уровне, необходимо помнить о тех факторах, которые влияют на психологическую атмосферу

Вложенные файлы: 1 файл

z12.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Психологический климат в коллективе 

   Каждый  человек желает, чтобы в его  семье, коллективе была благоприятная  психологическая атмосфера. Для  того чтобы её сформировать и поддерживать на должном уровне, необходимо помнить  о тех факторах, которые влияют на психологическую атмосферу.

   Таких факторов много. Вот некоторые из них.

   Первым  фактором является чувство психологической безопасности. Психологическая атмосфера зависит от того, насколько каждый член коллектива чувствует себя в безопасности в коллективе. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека. Человек, который находится в психологически неустойчивых условиях, испытывает тревогу и страх. Чувство страха порождает защитные реакции, которые проявляются в различных формах поведения. Человек старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание, или проявляет агрессию, или начинает использовать различные маски, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации.

   Второй  фактор – это наличие достаточного самоуважения у каждого члена коллектива. Говоря о самоуважении, имеется в виду принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Если этому уделяется должное внимание, то психологическая атмосфера будет находиться на достаточном уровне.

   Но  высокое самоуважение нельзя путать с высокомерием и отсутствием  самокритичности. Человек, уважающий  себя, не считает себя лучше других, но уверен в себе и в своих возможностях.

   Человек с низкой самооценкой прячет от окружающих своё истинное лицо, используя маски. Он особенно болезненно реагирует на критику, порицание, остро переживает неудачу.

   Третий  фактор, влияющий на психологическую атмосферу в коллективе, – это неконструктивная критика.

   Представление человека о себе во многом зависит  от того, каким образом его оценивают окружающие. Наиболее благоприятными являются отношения, при которых люди принимают друг друга такими, какие они есть. Это не означает отсутствие критики, но она должна быть конструктивной, когда критика направлена не на конкретную личность, а на трудную ситуацию. Смысл конструктивной критики можно выразить следующей фразой: «У нас есть проблема – давай найдём её решение».

   Четвёртым фактором, который влияет на психологическую атмосферу в коллективе, является способность человека правильно выражать свои чувства.

   Свои  чувства мы выражаем по-разному, но чаще всего – негативным образом. Причём таких способов несколько:

   1) в виде риторических вопросов: «Как вы смеете так вести себя?». С помощью таких вопросов человек пытается привлечь внимание собеседника к своим чувствам, не называя их;

   2) в виде приказов и запретов: «Не смейте вести себя так  в моём присутствии!», «Немедленно  извинитесь передо мной!». Так человек пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания;

   3) в виде претензий: «Вы никогда  не думаете о том, как мне  тяжело». Такие высказывания выражают  чувство недовольства и жалости к себе. Но они вызывают только ответные претензии;

   4) в виде иронии или сарказма. Такие высказывания используются  с целью вызвать у человека  чувство смущения или стыда.  Обычно это делается для того, чтобы замаскировать неприятные  эмоции, которые переживает сам говорящий.

   Все эти способы затрудняют общение. Не дают другим понять, какие же чувства  человек на самом деле испытывает. Это приводит к неопределённости и психологическому дискомфорту. Чтобы  это исключить, необходимо использовать позитивные способы передачи эмоционального состояния. Все они сводятся к одному, нужно чаще говорить о том, что мы чувствуем на самом деле, не опосредованно, а прямо: «Я сержусь». «Я чувствую себя спокойно». Мы редко используем эти простые выражения, но они приносят больше пользы. Конечно, этому надо учиться, так как мы не привыкли к такому виду поведения.

   Первым  шагом в улучшении психологической  атмосферы будет её оценка на данный момент. Для этого можно использовать анкетирование, которое поможет  оценить, насколько благополучна и позитивна психологическая атмосфера в коллективе. И уже оттолкнувшись от полученных результатов, спланировать свои дальнейшие действия.


Информация о работе Психологический климат в коллективе