Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:01, реферат
Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.
Психологические консультирование - особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.
Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.
Советы и рекомендации,
предлагаемые клиенту психологом-
Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.
Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях.
Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один - два сеанса практически невозможно.
У клиента зачастую имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.
Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.
У психолога-консультанта нет
достаточной уверенности в том,
что клиент, в силу, например, его
индивидуальных особенностей, сразу
и без дополнительной помощи справится
со своей проблемой. Такое случается,
если клиент недостаточно уверен в
себе, не может управлять собственными
эмоциями и поведением, если уровень
его интеллектуального развития
недостаточен для того, чтобы в
затруднительных ситуациях
Сравниваемые особенности поведения |
Хороший психолог-консультант |
Плохой психолог-консультант | |
1 |
Постановка целей |
Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей |
Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента |
2 |
Стратегия консультирования, проявляемая в рекомендациях, предлагаемых клиенту |
Предлагает клиенту разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить |
Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит |
3 |
Восприятие Происходящего во время консультации |
Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней |
Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и признать точки зрения других |
4 |
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди клиента |
Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. Хорошо видит и высоко
оценивает потенциальную альтернативных |
Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода. Другие теории и подходы воспринимает как не верные |
Продолжение табл. 1 | |||
№ п/п |
Сравниваемые особенности поведения |
Хороший психолог-консультант |
Плохой психолог-консультант |
5 |
Осознание собственных возможностей и ограничений |
Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами- консультантами и готов воспользоваться их опытом работы |
Действует без осознания ограниченности собственных возможностей. Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным
опытом с другими психологами- |
6 |
Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта |
Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него |
Не осознает своего влияния
на клиента и обратного |
7 |
Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди |
Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди |
Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента |
Окончание табл. 1 | |||
№ п/п |
Сравниваемые особенности поведения |
Хороший психолог-консультант |
Плохой психолог-консультант |
8 |
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования |
В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования |
Есть ситуации, для которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией |
9 |
Уважение человеческого достоинства клиента |
Честно и с должным уважением относится к клиенту |
Не уважает клиента, может
разговаривать с ним в |
10 |
Конфиденциальность |
Сохраняет в тайне все,
что касается клиента, его проблемы
и личной жизни, и обязательно
просит у клиента разрешения, если
возникает необходимость |
Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми |
Содержание деятельности
школьного психолога-
Если определять суть, содержание и специфику консультативной работы в школьной психологической службе, то это возможно лишь во взаимосвязи с участниками этого процесса, т.е. с кем работает психолог: со школьниками, педагогами или родителями.
Если говорить о проблематике, входящей в рамки школьной консультативной практики, то довольно полное представление о ней можно составить по результатам опыта работы школьных психологов Б.Н. Боденко, В.В. Зацепина, М.Н. Костикова, Е.М. Черепанова и других.
Основными проблемами учащиеся, с которыми приходится работать школьному психологу, можно назвать: взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, взрослыми; саморегуляция поведения; профессиональное и личностное самоопределение; проблемы самовоспитания и т.п.
С родителями в процессе консультации обсуждаются в основном следующие проблемы: проблемы учебно-мотивационного характера; особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.); личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.); вопросы его жизненной перспективы и профориентация; сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми -- в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями…).
Следует отдельно сказать о том, что наиболее эффективным методом при работе со старшими школьниками считается диалог, подразумевающий «равноправные отношения (под равноправием понимается здесь равенство партнеров в уникальности, самобытности сознаний каждого из них), в которые вступают между собой психолог и клиент с целью совместного изучения разворачивающейся в общении между ними конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения» Снегирева Т.В. Старший школьный возраст //Рабочая книга школьного психолога. М., 1991. С. 158..
Психологическое консультирование в школе - это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога.
Очень близко к такой работе стоит психопрофилактика и психологическое просвещение участников педагогического процесса, но для более точного понимания специфики психологического консультирования дадим им отдельные определения.
Психопрофилактика -- предупреждающая возникновение проблемной ситуации деятельность психолога, в которой он сам выходит с инициативой необходимой, на его взгляд, психологической работы к тем или иным участникам педагогического процесса.
Психологическое просвещение -- работа по передаче участникам педагогического процесса каких-либо актуально или потенциально необходимых им психологических знаний. Несмотря на то, что на первый взгляд подобного рода деятельность кажется совсем безобидной и очевидной для психолога, полезно не забывать о том, что ее содержание и формы проведения должны быть адаптированы к аудитории, иначе обидно будет видеть, как живое психологическое слово нагоняет сон на слушателей.
Неоднозначно
решается вопрос, кого можно считать
клиентом школьного психолога -- всех
участников педагогического процесса,
обращающихся к нему с запросом (педагогов,
родителей, учащихся) или же клиентом
для школьного психолога
Обозначим
особенности взаимоотношений
Отметим
некоторые особенности
Довольно часто оказывается, что подросток ждет инициативы психолога (проходя мимо по коридору, задавая общие вопросы). Он ждет помощи, но часто не смеет ее попросить, по ряду причин, среди которых могут быть такие:
Подросток видит, что психолог сильно занят, не хочет перегружать, относится с пониманием.
Как уже говорилось выше, психолог в школе -- лицо постоянное, включенное в сложную ткань внутренней атмосферы как взрослого, так и ученического коллектива. Он здесь «навсегда», он здесь работает: был вчера, есть сегодня, будет и завтра, и через год. А подростку, зачастую нагруженному далеко нелицеприятными переживаниями, придется потом смотреть ему в глаза. «Как это будет возможно? Ну кто же рассказывает такие вещи «своим»? Стыдно и страшно» -- что-то подобное проносится в его голове. Стыдно: содержание переживаний зачастую пугает и самого подростка, а тут другой человек будет это знать. Страшно: «сегодня психолог (Елена Ивановна, Наташа -- психологи обычно персонифицированы и вообще близки к ученикам) относится ко мне нормально, как ко всем, а когда узнает, что я такой -- ужаснется, изменит отношение. К тому же, а вдруг он кому-нибудь расскажет или кто-нибудь из «наших» узнает?».
Подросток так часто испытывает «бурю» чувств, что сам не понимает, где их начало, где конец. А о чем можно рассказать, когда сам не понимаешь «что болит».
Независимо
от того, ждал подросток инициативы
или она оказалась для него
неожиданной, он порой охотно вступает
в контакт. Даже если подросток немногословен
(хотя чаще охотно говорит о себе),
то все равно понятно, что вы с
ним в контакте. Кроме того, подростки
зачастую с большим желанием посещают
психолога, даже несколько бравируя
этим перед друзьями и родными. Содержание
его переживаний можно
Проведение консультаций
На первичной консультации проводится анкетирование родителей или лиц, их заменяющих, беседа сотрудника консультативного пункта с родителями или лицами их заменяющими, по заявленной проблеме. Установление контакта с ребенком. Диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы. По результатам первичной консультации при необходимости назначается дополнительная консультация педагога - психолога, либо ребенок направляется к другому специалисту. Родители или лица, их заменяющие, получают рекомендации специалиста.
Первичная консультация специалиста (педагога- психолога)
· Заполнение анкеты родителем или попечителем.
· Установление контакта с ребенком.
· Игровое задание ребенку в зависимости от возраста и пола.
· Беседа с родителями: сбор анамнеза, причина обращения.
· Осмотр ребенка с учетом оговоренной проблемы. Для диагностики используется чемодан «Когитоша» с вариативным использованием игровых средств консультативного пункта.