Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:38, курсовая работа
Беременность, на языке психологов, есть время "кризисов", это слово не совсем удачное, потому что ассоциируется с болезнью, но более предполагает какой-то сдвиг. Действительно, беременность является поворотным моментом в жизни женщины, неким, возможно единственным, ритуалом ее вступления в общество, в котором не предусмотрены другие столь же значимые ритуалы для женщин. Появление ребенка знаменует начало новой жизни для всех окружающих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. МАТЕРИНСТВО И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ..5
1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной..5
психологии
1.2. Психолого-педагогические исследования материнства ………………..6
2.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН……………………………..9
2.1. Физиологические и психологические особенности беременности….9
2.2. Проблема самовосприятия беременности…………………………….12
2.3. Психологические особенности ранней и поздней беременности……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЯ беременной женщины
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МАТЕРИНСТВО И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ..5
1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной..5
психологии
1.2. Психолого-педагогические исследования материнства ………………..6
2.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН……………………………..9
2.1. Физиологические и психологические особенности беременности….9
2.2. Проблема самовосприятия беременности…………………………….12
2.3. Психологические особенности ранней и поздней беременности……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
"Эмоциональная неустойчивость" - так обычно называют это свойственное беременности состояние.
Беременность, на языке психологов, есть время "кризисов", это слово не совсем удачное, потому что ассоциируется с болезнью, но более предполагает какой-то сдвиг. Действительно, беременность является поворотным моментом в жизни женщины, неким, возможно единственным, ритуалом ее вступления в общество, в котором не предусмотрены другие столь же значимые ритуалы для женщин. Появление ребенка знаменует начало новой жизни для всех окружающих.
Женщина, которая до этого мыслила себя в качестве дочери, жены, подруги, сотрудницы, шефа, должна осознать себя в новой роли - в роли матери. И окружающие перестают быть тем, кем они были. Муж превращается в отца, родители - в бабушку и дедушку, братья и сестры - в дядей и тетей. Тело женщины меняется, оно растет, грузнеет, становясь прекрасным и неуклюжим, оно как бы начинает светиться изнутри. Эти изменения ухудшают или улучшают самосознание женщины, ухудшают или улучшают ее сексуальную жизнь и почти наверняка обеспечивают ей сидячее место в переполненном автобусе. По мере того как женщина все более погружается в осознание своей новой роли, ее прежние амбиции и устремления, ее карьера и даже дружеские отношения вытесняются из сознания. Внутри нее происходит борьба между нарождающимися материнскими чувствами и необходимостью перестроить всю жизнь с ориентацией на ребенка. Ее тревожат сложные чувства, вызванные беременностью, которая вначале была лишь ненаступившей менструацией, затем может ощущаться как недомогание, а заканчивается сильнейшей болью. В конечном итоге возникает всепоглощающая любовь к ребенку, которого она не может увидеть, но который растет и шевелится под ее сердцем.
Беременность является первым этапом материнства, на протяжении которого вызревает не только плод, в утробе матери, но и вызревает сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции.
В этот период жизненного цикла семьи женщина является носителем новой жизни и должна приготовить на этом свете достойное место для своего дитя. От ее жизненной компетентности зависит, на какую роль она сама отныне сможет претендовать в семье (да и в обществе в целом). Иными словами, жизненная компетентность и уровень развития самосознания беременной женщины – это психологические условия, определяющие и ее собственное бытие в мире (качество жизни), и благополучие в судьбе ее детей. Помочь женщине осознать свою значимость и подкрепить в ней чувство собственного
достоинства – значит позаботиться о социальном здоровье общества.
Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать - дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности.
Следует не забывать о том, что хотя в работах по женской психологии переживания беременной женщины занимают далеко не последнее место, нам не известно ни одно профессиональное исследование, специально посвященное психическому состоянию женщины в этот период.
Благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности способствует личностному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок. Обычно женщины не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок, а наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения.
Беременность - это время больших психологических изменений, смены одного представления о себе на другое, и почти все во время беременности испытывают чувство тревоги. Для большинства женщин это плодотворные чувства. Они готовят женщину к материнству.
Восприятие женщинами своей беременности, психологические особенности переживания этого периода, во многом влияют на отношение к своему будущему ребенку, принятию или непринятию его в свою жизнь, поэтому данная проблема актуальна.
Изучение самовосприятия беременности позволит выявлять особенности данного восприятия у разных беременных женщин и при необходимости проводить соответствующие коррекционные работы с целью его оптимизации.
Таким образом, объект исследования: беременность.
Предмет исследования: психологическое состояние беременной женщины.
Цель исследования: выявление особенностей изменения психического состояния женщин в период беременности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ, психологической и психолого-педагогической литературы по теме.
2. Проанализировать основные аспекты изучения материнства.
3. Рассмотреть физиологические и психологические изменения в организме беременной женщины.
4. Изучить особенности самовосприятия женщиной своей беременности.
5. Выявить психологические особенности ранней и поздней беременности.
Метод исследования: теоритический анализ зарубежных и отечественных
источников.
1. МАТЕРИНСТВО И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной
психологии.
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Ее изучение продиктовано противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Зарубежные исследования в области психологии материнства и смежных проблем, в противовес отечественным, отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В последние годы появился интерес к комплексному, междисциплинарному изучению материнства. [16]
Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и перинатальный период.
Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. [1]
Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. [13]
1.2. Психолого-педагогические исследования материнства
В современных исследованиях материнство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития ребенка и как часть личностной сферы женщины. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения материнства.
Культурно-исторические аспекты материнства. В исследованиях этого направления институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,
конкретного общества. [10]
Психофизиологические аспекты материнства. Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства». Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.
Психологические аспекты материнства.
Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве.
Психолого-педагогическое направление скорее относится к психологии родительства к периоду ожидания ребенка и его раннего развития. Исследователи разрабатывают методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний и состояний, которые считаются оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных программ.
Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются особенности матери, которые могут служить источником нарушения психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с явлениями послеродовой депрессии. Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. Материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как стадия половой ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром. В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, выделяется типология беременности по критерию сознательного-бессознательного принятия-отвержения. В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению психологических проблем и требующий психологического и поддержки. В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин: особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская компетентность; проблемы поздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.
Девиантное материнство. В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной из наиболее острых областей исследования в психологии — как в практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.
Онтогенетические аспекты формирования материнства. Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы беременности и рассматривают ее связь с развитием личности. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины к материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой идентификации. [6]