Психология, ее основные отрасли и место в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель изучения психологии - научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.
Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучение качественного и структурного своеобразия психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение;

Содержание

Введение.
I. Предмет психологии как науки и ее основные категории.
1.Психология как наука.
2.Эволюция предмета психологии.
3.Отдельные дисциплины и научно-практические направления психологии.
4.Предмет и объект психологии.
5.Категории психологической науки.
II. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук.
6. Место психологии в системе наук.
7.Отрасли психологии.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

        Введение.  

I. Предмет психологии как науки и ее основные категории.

1.Психология как наука. 
2.Эволюция предмета психологии. 
3.Отдельные дисциплины и научно-практические направления психологии. 
4.Предмет и объект психологии. 
5.Категории психологической науки.

II. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук.

       6. Место психологии в системе наук. 
       7.Отрасли психологии. 
       Заключение. 
       Список литературы. 
                                   Введение

Актуальность темы. Психология как наука формировалась в течение тысячелетий, и поэтому процесс ее становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания.

На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более сотни научных отраслей. Она «и очень старая, и совсем молодая наука, ... имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем» 

Цель изучения психологии - научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач: 
1) изучение качественного и структурного своеобразия психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение; 
2) анализ психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизнедеятельности людей; 
3) исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 
4) планомерное внедрение научных знаний и представлений психологической науки в практику жизнедеятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

         I. Предмет психологии как науки и ее основные категории.  

                         1.Психология как наука.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем, как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. 
    Психология— наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология зародилась более 2 тыс. лет назад как учение о человеческой душе. Первоначально она развивалась в рамках философских учений Платона, Демократа, Лукреция, Эпикура, Аристотеля. В трактате «О душе» древнегреческий философ Аристотель (IY в. д.н.э.) выделил психологию как своеобразную область знаний и высказал идею о неразделимости души и тела. Термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа, <.dogosy> - учение, наука. Впервые был введен в научный оборот в XYI веке в западноевропейских научных трактатах. 

                 2.Эволюция предмета психологии

Как уже было сказано, психология в буквальном переводе – наука о душе, однако сегодня психологи не рассматривают душу. Их не интересуют вопросы ее наличия или отсутствия – они (эти вопросы) находятся в рамках другого знания - теологического. Психология в своем развитии прошла значительный путь, в ходе которого и были дифференцированы понятия душевного, духовного и психического, которые на начальном этапе развития науки отождествлялись, что привело к пониманию психологии как «душеведения». Эволюция представлений о предмете психологии насчитывает несколько этапов: 
1 этап. Психология как отрасль знаний о душе - существовала в рамках философского знания с глубокой древности. Здесь важно отметить, что в эпоху античности и в эпоху средневековья представления о душе различались. 
2 этап. Психология как наука о сознании - возникла в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать названа сознанием. Таким образом, для души не осталось места в психологическом рассмотрении. 
3 этап. Психология как наука о поведении – бихевиоризм, который возник в начале XX века и предложил психологии перейти на уровень экспериментальной науки, наблюдая наблюдаемое - поведения, поступки, реакции человека, в отличие от психики и сознания с которыми нельзя экспериментировать напрямую. Необихевиоризм существует и сегодня как одно из направлений современных психологических исследований. 
4 этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики. Это современный уровень психологических исследований.

       3.Отдельные дисциплины и научно-практические направления психологии. 
Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Представьте себе могучий ствол, от которого отходят ветви. Ствол - это общая психология, которая изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. Общая психология - фундамент всех остальных ее отраслей.

Социальная психология интересуется закономерностями группо-и. iro поведения и совместной деятельности людей. 
Педагогическая психология изучает психологические проблемы 
обучения и воспитания. 
Возрастная психология изучает закономерности психического развития личности от рождения до старости. 
Психология труда увязывает психические процессы и свойства с предметами и орудиями труда. 
Инженерная психология проектирует процессы информационного взаимодействия технических средств и систем с человеком-оператором. 
Психология управления выявляет психологические особенности управленческой деятельности. 
Психология аномальных явлений (парапсихология) занимается изучением психических процессов, состояний и свойств объектов, не объяснимых с точки зрения известных законов и принципов. 
Психология семьи и брака нацелена на выявление условий благоприятного развития внутрисемейных взаимоотношений. 
Психолингвистика изучает обусловленность речи и ее восприятие структурой соответствующего языка. 
Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом. 
Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества. 
Медицинская психология занимается психологическими аспектами гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных. 
Психология искусства изучает свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей. 
Психология спорта исследует закономерности психики в процессе соревновательной и тренировочной спортивной деятельности. 
Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания. 
Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды. 
Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

                      4.Предмет и объект психологии.

          Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. С точки зрения современной науки психика является своеобразным посредником между субъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

               Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

   Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и, тем самым, все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.         

                            5.Категории психологической науки.

Психологические категории – это наиболее общие и существенные понятия, через каждое из которых понимаются и определяются частные понятия, стоящие на более низких ступенях иерархической лестницы.       
Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;

  • психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;

  • психические свойства личности -  общая направленность на те, или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия. 
Наиобщая категория психологии, являющаяся одновременно и ее предметом, – психика. Ей подчинены такие общепсихологические категории, как формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики и др. Им, в свою очередь, подчинены частнопсихологические категории.

К общепсихологическим категориям относятся:

1) формы психического отражения;

2) психические явления;

3) сознание;

4) личность;

5) деятельность;

6) развитие психики.

Частнопсихологические категории – это:

1) ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства и воля;

2) процессы, состояния, свойства личности (переживание, знание, отношение);

3) подструктуры личности (биопсихические свойства, особенности форм отражения, опыт, направленность, характер и способности);

4) цель, мотивы, действия;

5) развитие психики в филогенезе и онтогенезе, созревание, формирование.

             II. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук.

                                6.Место психологии в системе наук.  

       Психологию следует рассматривать в системе наук, где наблюдаются две тенденции: с одной стороны, происходит дифференциация – разделение наук, их узкая специализация, а с другой – интеграция, объединение наук, их взаимопроникновение друг в друга.

В ряду наук современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Она интегрирует все данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. В центре внимания психологии всегда остается человек, изучением которого в других аспектах занимаются все вышеназванные науки.

Информация о работе Психология, ее основные отрасли и место в системе наук