Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:47, контрольная работа
Изучая психологию личности, можно сказать, что познав самого себя, свою сущность и личность, найдя проблемы в самом себе и своей психологии, самостоятельно исправив их, это самый верный путь научится ладить и разбираться в отношениях между людьми. Все люди разные, каждый имеет свои привычки, характер, манеры поведения, но у всех есть базовое проявление, особенно в стрессовых ситуациях, мы способны проявлять сочувствие, жалость, что рождает взаимопомощь и выручку.
Введение
1. Понятие личности в психологии
2. Структура личности
3. Типология личности
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Изучая психологию личности, можно сказать, что познав самого себя, свою сущность и личность, найдя проблемы в самом себе и своей психологии, самостоятельно исправив их, это самый верный путь научится ладить и разбираться в отношениях между людьми. Все люди разные, каждый имеет свои привычки, характер, манеры поведения, но у всех есть базовое проявление, особенно в стрессовых ситуациях, мы способны проявлять сочувствие, жалость, что рождает взаимопомощь и выручку. Изучив досконально свои поведенческие реакции, которые свойственны тебе в тех или иных ситуациях, а так же, реакции, которые тебе не свойственны, мы имеет колоссальную базу для понимания в отношениях с другими людьми, зная, чего от кого можно ожидать. Наука психология находит применение в нашей жизни во всех ситуациях, она глубоко сидит в каждом из нас. С психологией личности мы сталкиваемся и дома в быту, со своими близкими и родными, и на работе с коллегами и руководителями, к которым надо искать подход, в этом нам и помогает психология. Достигнуть успеха, возможно только в том случае, если ты очень хорошо понимаешь самого себя, анализируя свои поступки и чужие, можешь построить цепочку взаимоотношений и взаимопонимания с людьми, которые находятся ни только в твоём узком круге знакомых, друзей, родственников, коллег по работе, а так же ты всегда сможешь найти общий язык и с совершенно незнакомыми людьми, и возможно обретёшь новых знакомых, а возможно и близкого друга. Зная психологию личности, вы всегда сможете предположить, как поведёт себя человек в той или иной ситуации. Благополучные отношения в коллективе – это прежде всего понимание другого человека, компромисс, отказавшись от разногласий вы обретете возможность развиваться как самому себе, так и коллективу в целом. Начать нужно с самого себя, понять что действительно хотите именно вы и зачем вам это нужно.
Чтобы дать более глубокую
оценку понятию «личности» рассмотрим
в данной контрольной работе множество
её определений и трактовок «Личность» - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.” (Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001, с.64-87) «Личность» - многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.” (Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. - СПб.: Питер, 2000, с.263). «Личностью» в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.” (Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1986). «Личность» - это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности).” (Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей. - М.: ЮНИТИ, 1997). Под «личностью» психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.” (Васильев И.С., Агафонов А.В. Психология и педагогика. Курс лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА,1999). «Личность» - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. (Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. - М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994) Очень тяжело определить точное значение «личности», так как сама «личность» человека очень многогранна. Однако во всех высказываниях теоретиков психологии можно найти одинаковые высказывания, черты, что в совокупности делает понятие «личность» наиболее полной. Все эти высказывания попробую свести к одному определению: чаще всего, под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития - под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью. Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Наука психология раскрывает нам комплекс человеческих качеств, с точки зрения психологии, а так же его духовную сторону. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. Вывод: понятие «личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.
Психологическая Структура личности – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы...".(Словарь практического психолога) Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". В рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди них что-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным. В связи со сказанным хотелось
бы процитировать авторов В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики крайне актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности. Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон: 1.Блок психических явлений (мотивационный)— направленность (устойчивая система мотивов): - влечения- одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности. - желания- переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такого стремления. -интересы - одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным. - идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека. - мировоззрение- система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности. - убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение. - потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. 2. Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки: - знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания; - умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях; - навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности; 3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: - ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям. - восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. - внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. - память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. - наблюдательность - качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа. - воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. ·- мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д. - речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. - эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность. - чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность. 4. Биологически обусловленные свойства и качества личности: - антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.; - физические особенности— размеры тела и его структурно-механические свойства; - внешняя анатомия тела; - функционально-анатомические особенности; - биохимические особенности и патологии выделенных элементов; - свойства и типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы. Производными от этих основных подструктур являются: Характер – это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий. Способности – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими. Воля и волевые качества личности - форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Теории, рассматривающие структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими теориями. Понятие личностной черты впервые было предложено Оллпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и позволяющая сравнивать степень выраженности поведенческих проявлений у разных людей. В качестве личностных черт выделяют, например, экстраверсию — интроверсию, тревожность или эмоциональную стабильность, застенчивость, гнев, активность. Экстраверсия — Интроверсия. Впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком следующим образом:
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию (или либидо) вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействуя с другими людьми, и делается беспокойным, больным, оказываясь в одиночестве, в однообразной среде. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические. Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах. Застенчивость — связана со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Зимбардо, исследователь застенчивости, связывает ее с темпераментными чертами, как предрасположенностью, из которой под влиянием социальных факторов формируется так называемая выученная застенчивость. Отмечая увеличение количества застенчивых в современных обществах, в качестве социальных факторов этого явления Зимбардо выделяет внедрение компьютерных технологий и автоматизацию производства, уменьшающие процесс живого общения; уменьшение взаимодействия внутри семьи; снижение ценности совместного отдыха, благодаря индустрии развлечений; рост преступности, воспитывающий в людях страх, удерживающий их от контактов. Количество рассматриваемых черт может быть увеличено. Так, выделяют агрессивность, ответственность и другие. Но главным недостатком теории черт является то, что личность рассматривается как простой набор черт, а не как определенная целостность, имеющая свою структуру.
Проблема типологии была выдвинута К.Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы». Решая эту проблему, мы получаем опорные точки зрения для приведения «хаотического избытка индивидуального опыта к некоторому порядку». Кроме того, типология личности предоставляет ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, типология — «существенное средство для определения личностного уравнения практического психолога». В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из них имеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) и другое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих в реальности типов». Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка. Существующее многообразие научных типологий личности можно условно разделить на несколько групп. Самыми древними являются гуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь является типология Гиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная или желтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И. Кант. Он делит темпераменты на: 1) темпераменты чувств (сангвинистический —темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темперамент человека мрачного нрава) и 2) темпераменты деятельности (холерический — темперамент человека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека). Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темперамента как проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ. Исходя из указанных теорий, осуществляется типологизация личности. Типы личности – модели (исследовательские схемы) личности, используемые в психологии и социологии в качестве образцов, основ для группировки при описании, классификации, изучении, упорядочении различных множеств индивидов (личностей). Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связываются с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория социально-исторический тип личности используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества. Наряду с экстравертами
и интровертами К. Юнг выделяет четыре
функциональных типа личности, основываясь
на четырех главных функциях: мышлении,
чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный
индивид располагает всеми Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы. Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства являются здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других. О таких людях иногда говорят: «Вечно он суется не в свои дела». Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, здесь и сейчас. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах без сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, вытекающих из его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное является приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Заключение Из всего материала, который мы изучили в процессе работы, можно сказать, что формирование личности – это сложный процесс, который происходит на протяжении всей нашей жизни. Основные особенности личности у нас заложены при рождении , они обусловлены биологическими факторами развития личности, остальные же особенности мы приобретаем в процессе нашей жизни, не маловажную роль в которой играет и окружающая среда. Иметь право называться личностью – значит иметь собственное мнение, занимать определённую нравственную и жизненную позицию, осознавать свои поступки и действия, нести за это ответственность перед собой и обществом. Мы увидели, что бывают экстраверты и интроверты. Экстраверта можно охарактеризовать, как человека, которому постоянно требуется общение, его врождённая тенденция направлять свою психическую энергию во внешний мир. Экстраверт усиленно уделяет внимание другим людям, предметам, благоустройству и внешним манерам. Для экстраверта нет хуже, чем быть в одиночестве, заниматься однообразием. Интроверт – это человек, который связывает психологическую энергию со своим внутренним миром, мыслями, фантазией, чувствами. Такой объект уделяет максимум внимание самому себе, в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах. Так же мы увидели, что существует мыслительный тип, к которому больше относятся мужчины, жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы. Однако, чувственный тип больше распространён у женщин, этот тип характеризуется чувственностью, самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. Сенсорный тип, довольствуется тем что имеет, не стремится к завоеванию чего то большего, и так и остаётся в старости на той же ступеньки, на которой и был изначально. Интуитивный тип, его жизнь одна сплошная интуиция, которая помогает ему во многих ситуациях. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Список используемой литературы: 1.Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1991. 2.Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. // Психологический журнал, 1985, т.6, № 5, с.3-18. 3.Анастази Анна. Дифференциальная психология. М., 2001. 4.Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч.4. Московский гуманитарный университет, 2003 5.Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л., Фивейский В. Ю Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004 6.Бубнова С. С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М., 2002. 7.Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. 8.Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. «Питер»., 2004. 9.Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 10.Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч. 1. — М.: Институт молодежи, 2000 11. Агафонов А.В., Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА,2004 г 12. . Реан А. А.. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2001. 13. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учеб.пос.- 2001. 14. Сластении В. А.. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - М, Академия, 2001. 15. Столяренко Л.Д.. Психология и педагогика. – М., 2002. 16. Столяренко Л.Д.. Основы психологии: Учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. | ||||||||