Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:56, контрольная работа
Работы Боулби широко знакомы психологам всего мира, а сам он вместе со своей соратницей из США Мэри Эйнсворт считается родоначальником целого направления современной психологии – психологии привязанности. Около пятидесяти лет назад работы Боулби привели к серьезному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи матери и ребенка, которые долгое время господствовали в психологии. Они по-новому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, из-за эмоциональной депривации, разлуки или сиротства.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Теория посттравматического стрессового расстройства………..4
2 Проблемы привязанности в теории Джона Боулби……………...11
3 Общая характеристика переживания детьми горя…………..…..21
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теория посттравматического стрессового расстройства………..4
2 Проблемы привязанности в теории Джона Боулби……………...11
3 Общая характеристика переживания детьми горя…………..…..21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...26
Введение
Работы Боулби широко знакомы психологам всего мира, а сам он вместе со своей соратницей из США Мэри Эйнсворт считается родоначальником целого направления современной психологии – психологии привязанности. Около пятидесяти лет назад работы Боулби привели к серьезному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи матери и ребенка, которые долгое время господствовали в психологии. Они по-новому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, из-за эмоциональной депривации, разлуки или сиротства.
Изучение творческого наследия Боулби и основных событий его жизненного пути открывает перед нами фигуру ученого дарвиновского типа – ищущего и основательного, широко мыслящего и критичного, строгого в своих рассуждениях и не терпящего поверхностных объяснений, и в итоге, приверженца понимания психологии как объективной науки. Боулби был теоретиком по складу ума, но в то же время обладал редкой чуткостью к новому опыту и действительности жизненной практики, он был способен вести длительные и кропотливые опытные исследования, всесторонне и с разных точек зрения анализируя их итоги.
Анализ эмпирических данных и основных положений теории привязанности показывает, что Дж. Боулби базировал свои идеи, с одной стороны, на открытиях этологии, а с другой – на критике психоанализа.
Ребенок чрезвычайно зависит от своих родителей. Именно поэтому смерть или их потеря могут восприниматься ребенком как катастрофа. Длительность и тяжесть переживания потери ребенком или подростком зависит от возраста ребенка, характера отношений с умершим, обстоятельств потери, реакции окружающих на смерть, наличие либо отсутствия замещающего родителя, способного компенсировать утрату тепла и заботы.
1 Теория посттравматического стрессового расстройства
Современное представление о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложилось окончательно к 80-м годам XX века, однако информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении столетий.
Первое систематическое описание психических расстройств, вызванных тяжелой психической травмой, было сделано в 1867 г. английским хирургом Д.Е. Эриксоном в работе «Железнодорожная травма и другие травмы нервной системы», где он описал ряд симптомов психического расстройства, которые наблюдал у лиц, пострадавших в результате железнодорожной катастрофы. В течение многих недель после события эти больные испытывали постоянное ощущение «душевного дискомфорта», страдали расстройством сна с тяжелыми сновидениями, связанными с несчастным случаем.
В 1889 г. немецкий невролог Н. Опенгейм ввел термин «травматический невроз» для диагностики психических расстройств у участников боевых действий, причины которых он усматривал в органических нарушениях головного мозга, вызванных как физическими, так и психологическими факторами.
Последствия Первой мировой войны дали дополнительные материалы для развития представлений о психологических последствиях военной травмы.
А. Кардинер в 1941 г. провел одно из первых систематизированных исследований явления, которое он назвал «хронический военный невроз». Он впервые дал комплексное описание симптоматики: возбудимость и раздражительность; безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; фиксация на обстоятельствах травмировавшего события; уход от реальности; предрасположенность к неуправляемым агрессивным реакциям.
Э. Крепелин использовал термин «невроз пожара» для того, чтобы обозначить отдельное клиническое состояние, включающее многочисленные нервные и физические феномены, возникающие как результат различных эмоциональных потрясений или внезапного испуга, которые перерастают в тревожность.
Благодаря работам З. Фрейда в 20–30-е годы XX века в Европе произошло психоаналитическое осознание травматических неврозов. З. Фрейд писал: «Ужасная война, которая только что закончилась, вызвала большое количество «травматических неврозов» и, по крайней мере, положила конец искушению относить эти случаи к органическому повреждению нервной системы, вызванному механической силой». Фрейд считал, что основная причина заболевания – неожиданность и страх.
Начиная с 40-х годов центр изучения данной проблемы переместился в США. Так, Е. Линдеман предложил для определения расстройств, вызванных тяжелой психической травмой, использовать понятие «патологическое горе». Данный синдром, по мнению автора, может развиваться непосредственно после несчастья или спустя некоторое время, может быть преувеличенно выражен или, наоборот, мало заметен. Е. Линдеман дал первую классификацию расстройств, наблюдаемых у пострадавших от несчастного случая. Сюда вошли соматические расстройства, чувство тоски, раздражение, утрата стереотипов поведения, гнев, аутодеструктивное поведение, изменение отношений с родственниками или друзьями.
В дальнейшем исследования таких ученых, как Р.С. Леопольд, Н. Диллон, В.Г. Нидерлэнд, Р.И. Лифтон, обнаружили следующие психологические расстройства: навязчивые и угнетающие воспоминания, приступы тревоги, которые были определены как «синдром выживших».
Таким образом, к концу 70-х годов был накоплен значительный материал, который показал, что у пострадавших, несмотря на различный характер событий, вызвавших психическую травму, наблюдается целый ряд общих и повторяющихся симптомов психических расстройств. Так как ни одной из нозологических форм в целом эти расстройства не соответствовали, М. Горовиц предложил выделить их в качестве самостоятельного синдрома под названием «посттравматическое стрессовое расстройство». С 1980 г. посттравматическое стрессовое расстройство включено Американской психиатрической ассоциацией в диагностическую номенклатуру.
В основе этиологии ПТСР, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, событие, способное вызвать психический стресс. Во всех случаях событие, ставшее причиной психической травмы, – экстраординарно для личности и сопровождается страхом, ужасом, ощущением беспомощности. Посттравматический стресс – это реакция организма на событие, которое выходит за границы нормального человеческого опыта. Более кратко это определение звучит следующим образом: посттравматический стресс есть нормальная реакция на ненормальную ситуацию (ненормальные обстоятельства).
Существует список ситуаций, приводящих к ПТСР.
а) климатические (ураганы, смерчи, наводнения); б) сейсмические (землетрясения, извержения вулканов).
несчастные случаи: а) на транспорте (дорожном, железнодорожном, водном, авиа); б) в промышленности; в) взрывы (химические, на шахтах, военных складах); г) пожары (ожоги, удушение дымом); д) биологические (вирусные, бактериологические, токсемии); е) химические (токсические газы, жидкости, твердые вещества); ж) ядерные (радиация, радиоактивное загрязнение);
умышленные действии: а) терроризм; б) бунты, мятежи, социальные волнения; в) войны.
Травматическая ситуация становится событием, травмой в зависимости от диспозиционных факторов, в первую очередь от характера восприятия и оценки события самим человеком. Опасность совершенно необязательно должна быть реальной, она может существовать в воображении человека. Например, радиация как реальная опасность и радиофобия. Характер их воздействия на психику человека может быть практически одинаково болезнен, и психологическая помощь необходима как в одном, так и в другом случае. Усиливает травмирующее воздействие ситуации психическая и физическая слабость жертвы.
В развитии посттравматических стрессовых расстройств важную роль играют следующие ситуационные факторы: внезапность и неожиданность стресса (взрывы, катастрофы, стихийные бедствия); жестокость происходящего (при военных действиях или нападениях террористов); недостаточная социальная поддержка.
Число людей с психическим расстройством может быть значительно больше, чем число непосредственно пострадавших, так как стрессу подвергаются члены семей, свидетели, спасатели и т.д.
Событие. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает в результате психической травмы. В основе психической травмы лежит ситуация, выходящая за рамки жизненного опыта, а потому не имеющая индивидуальных аналогов переработки. Таким образом, данная ситуация становится кризисным событием, из которого личность не видит выхода и попадает в состояние тяжелого стресса. Кризисная ситуация связана с угрозой жизни, здоровью, психическому равновесию как самого субъекта, так и его родственников, близких.
Группа повторного переживания.Психическая травма, вызвавшая ПТСР, повторно переживается пострадавшим в следующих формах (не менее одной): повторные угнетающие мысли, связанные с «событием»; постоянные или эпизодические угнетающие воспоминания о психической травме; у детей это могут быть повторяющиеся игры, в которых присутствует «событие»; внезапное ощущение, что «событие» и то, что ему предшествовало, повторяется вновь (включая ощущения, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды); 4) психологическое угнетение в случаях, когда текущие события напоминают или символически связаны с психической травмой, включая предметы, даты (годовщины) и т.д.
Группа избегания.Постоянное избегание того, что может ассоциироваться с «событием» или напоминать о нем, а также общая психическая заторможенность (не менее трех пунктов): стремление уйти от мыслей или чувств, ассоциирующихся с психической травмой; стремление избегать ситуаций или действий, которые могут вызвать воспоминание о психической травме; невозможность восстановить важные подробности, связанные с психической травмой; значительная потеря интереса к ранее важным аспектам деятельности (у детей – утрата навыков речи и самообслуживания); чувство отчуждения и безразличия к другим; заметное снижение уровня положительных аффективных переживаний (невозможность испытывать чувство любви, радости); неуверенность в будущем (невозможность сделать карьеру) – эффект укороченного будущего.
Группа общей психической возбудимости / заторможенности.Симптомы повышенной возбудимости, отсутствующие до психической травмы (не менее двух из следующих): трудности с засыпанием или сном; раздражительность или вспышки гнева; снижение концентрации внимания, рассеянность; повышенная осторожность, гипертрофированная бдительность; повышенная пугливость (повышенная стартовая реакция на внезапный стук и т.п.).
Итак, посттравматическое стрессовое расстройство – тревожное расстройство, вызванное тяжелым, психотравмирующим событием, при котором человек неоднократно повторно переживает это событие. События, которые угрожали смертью или серьезным ущербом для человека, могут воздействовать на людей длительное время, после того как они произошли. Впоследствии сильный страх, беспомощность или ужас часто вновь посещают человека. Человек избегает вещей, которые могут служить напоминанием о травмирующей ситуации.
2 Проблемы привязанности в теории Джона Боулби
Основное направление научных интересов Боулби – влияние первых лет жизни ребенка на его дальнейшее развитие – личностные особенности и психическое здоровье. С целью получения профессиональной психотерапевтической подготовки, которая необходима для работы в области детского развития Боулби вступает в Британское психоаналитическое общество. Но вопреки своим ожиданиям, при более тесном знакомстве с психоанализом Боулби не утвердился в нем, а, наоборот, почувствовал его недостаточность, и даже искажение трактовки в свете фрейдовских понятий тех сторон детского развития, с которыми он был знаком по собственному опыту. Постепенно Боулби пришел к выводу, что, уделяя главное внимание детским фантазиям, которые выражают либидинальные и агрессивные побуждения, психоанализ в то же время полностью игнорирует влияние событий действительной жизни ребенка.
Подчеркнем, что столь явная сегодня не только для психологии, но даже для обыденного сознания истина вовсе не была таковой еще в середине прошлого века. Боулби с полным основанием писал тогда о удивительном невнимании к этим вопросам. Между тем актуальность проблемы посттравматических стрессовых расстройств вследствие разлуки маленького ребенка с матерью (и без того немалая из-за наличия круглосуточных яслей, приютов, принятой больничной практики содержания детей и т.д.) кардинально обострилась с началом Второй мировой войны, когда сиротство стало массовым явлением во многих странах мира.
В основу первого значительного опытного исследования Боулби лег его опыт индивидуальной работы с детьми в одной из детских клиник Лондона, где он работал психиатром. В процессе подробного изучения 44 детей с нарушениями поведения и склонностью к воровству он описал так называемый безэмоциональный характер и установил, что по разнообразным причинам большинство из этих детей потеряли мать в самом раннем детстве и не имели никакой постоянной замещающей привязанности.
В 1948 г. Боулби опубликовал статью о психотерапевтическом вмешательстве, которое направлено на снижение внутрисемейного напряжения, и которая считается первой публикацией по семейной терапии. В это же время Боулби начинает специальное изучение сепарации: организует регулярные наблюдения за поведением детей, которые были разлучены с родителями при помещении их в больницу или другие учреждения, включая их ответные реакции на посещения матерями и возвращение домой. Важным событием в научной биографии Боулби и «поворотным пунктом» в разработке проблемы материнской депривации в раннем возрасте стала его работа по поручению Всемирной организации здравоохранения над созданием доклада о состоянии психического здоровья бездомных детей в послевоенный период в странах Европы. Этот доклад получил большую известность: после публикации в 1951 г. он был переведен на 14 языков. В нем впервые на высоком фактическом материале было убедительно показано травмирующее влияние разлуки ребенка с матерью в раннем возрасте.
В качестве основного вывода, который содержался в этом докладе, Боулби утверждал, что обязательным условием сохранения психического здоровья детей в младенческом и раннем детстве является наличие близких, эмоционально теплых, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) – таких отношений, которые обоим приносят удовлетворение и радость. В то же время будучи человеком, знающим практическую сторону жизни, Боулби понимал и всячески подчеркивал, что немалую роль в этом вопросе играет не только семья, но и социум в целом, поскольку только он может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения: «Если общество дорожит своими детьми, оно обязано заботиться об их родителях».