Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:39, реферат
В общем виде под массовым политическим движением понимается появление и широкое функционирование таких политических сил, которые пытаются изменить существующие условия жизни в обществе или закрепить их путем оказанию влияния на политические институты или же путем широкой борьбы за власть. Движение — это всегда некое (в данном случае политическое) совместное стремление людей к реализации общей цели- Основой для появления такого массового явного стремления является наличие неудовлетворенных притязаний, появление недовольства — определенных массовых политических настроений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Заочное отделение
Факультет психологии
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Реферат
Психология массовидных явлений
Оренбург 2014
МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ
В общем виде под массовым политическим движением понимается появление и широкое функционирование таких политических сил, которые пытаются изменить существующие условия жизни в обществе или закрепить их путем оказанию влияния на политические институты или же путем широкой борьбы за власть. Движение — это всегда некое (в данном случае политическое) совместное стремление людей к реализации общей цели- Основой для появления такого массового явного стремления является наличие неудовлетворенных притязаний, появление недовольства — определенных массовых политических настроений. Накапливаясь и развиваясь, такие настроения объединяют людей и ведут их к определенным действиям. Оформляясь идеологически и организационно, движения, соединяющие массу охваченных однородными настроениями людей, вносят новые элементы в политические отношения и процессы, организации и структуры.
Рассмотрим роль массовых настроений в динамике трех видов наиболее часто встречающихся политических движений: леворадикального, реформистского и праворадикального. Леворадикальные движения обычно развиваются на основе того, что массы, испытывая значительное недовольство вследствие большого расхождения притязаний и возможностей их реализации, начинают усматривать перспективы выхода в достижении новых, еще более высоких притязаний, которым подчиняют свое поведение, направляя его на отрицание прошлого и разрушение существующего порядка ради некоего желанного будущего («Весь мир насилия мы разрушим...»).
Для того, чтобы подобные настроения стали массовыми, обычно необходимо, во-первых, чтобы разрыв притязаний и реальности был очевиден, а во-вторых, не оставлял надежд на сколь-нибудь быстрое улучшение ситуации. Выражая резко негативное, деструктивное недовольство, массовые настроения такого рода обычно направлены в будущее, обосновывая необходимость радикальных действий новыми притязаниями или новыми возможностями реализации потребностей («..кто был никем, тот станет всем»). Обычно это критические по отношению к прошлому и настоящему, но оптимистические в отношении будущего настроения. Они развиваются циклически, достигая значительной интенсивности. При наличии умеющих воспользоваться такими настроениями политических и идеологических сил, могут возникать революционные движения. При отсутствии или слабости таких сил, левый радикализм может сводиться к отдельным террористическим, бунтарским акциям. Механизм проявления массовых настроений в леворадикальных движениях хорошо прослеживается на примерах развития революционного движения в России начала века и динамики левого радикализма в некоторых странах Западной Европы в конце 70-х — 80-х гг.
Массовые настроения, лежащие в основе реформистских движений, формируют субъекта политического поведения особого рода — субъекта относительной политической стабильности. По своей политико-психологической сути, это эволюционные движения: действия включенных в них масс направлены обычно на постепенное совершенствование социально-политической системы при сохранении ее в целом стабильного состояния. Реформистские движения, основываясь на не очень значительном расхождении притязаний и возможностей их реализации, вызывающем настроения умеренного недовольства, направляют его на постепенное улучшение существующих порядков в целях уменьшения данного расхождения. Реформизм основан на стремлении к стабилизации настроений прежде всего эволюционными, постепенными усилиями. Особенностями настроений, лежащих в основе реформистских движений, являются, во-первых, умеренно-негативная оценка реальной ситуации, своеобразное конструктивное недовольство, а во-вторых, столь же умеренная позитивная оценка возможных в будущем перемен. Последнее определяется конкретными ожиданиями не принципиально новых, а лишь несколько больших возможностей реализации постепенно растущих притязаний в рамках существующей социально-политической системы. Обычно такие настроения носят конструктивно-критический характер по отношению к настоящему и умеренно-оптимистический — по отношении к будущему.
Примеры вариантов борьбы разных групп населения за свои права в западных странах показывают, что сдерживание настроений недовольства в реформистских, до-радикалистских формах осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, усилиями направленными на определенный подъем уровня жизни, расширением социально-политических прав трудящихся. С другой — усилиями, направленными на ограничение уровня притязаний масс. Разные социально-политические силы заинтересованы в разнонаправленных изменениях. За счет этого, однако, в рамках реформизма возникает определенный баланс интересов, стабилизирующий массовые настроения и способствующий психологической саморегуляции политической жизни. Это легко демонстрируется на примере ряда общедемократических движений.
В основе праворадикальных движений обычно лежат настроения крайнего недовольства реальной ситуацией и возможными перспективами ее развития. Одновременно с явным недовольством, истоком данных настроений является позитивная оценка такой потенциальной ситуации, которая связана с реставрацией старых, традиционных и апробированных притязаний и испытанных возможностей их достижения. Это критические по отношении к настоящему, но оптимистические в отношении прошлого и перспектив его возвращения настроения, формирующие субъекта консервативных движений, целями которых является реставрация тех или иных аспектов прошлого. С политико-психологической точки зрения, особенностью правого радикализма является то, что настроения недовольства существующей реальностью направляются консервативными силами в сторону их разрядки и быстрого удовлетворения. На примерах германского фашизма и ряда современных вариантов правого радикализма отчетливо видно: такие движения увлекают настроения людей возможностями легкого и быстрого удовлетворения имеющихся притязаний. Упрощая потребности и способы их реализации, такие движения создают иллюзию стабильности, психологически избавляя людей от настроений беспокойства.
.
Массовые истерии
В течении прошлого тысячелетия вспышки массовых маний и истерий принимали различные формы. Социологи Роберт Бартоломью и Эрик Гуд описывают наиболее яркие случаи таких явлений.
Конец второго тысячелетия вызвал, по крайней мере на Западе, существенное беспокойство по поводу различных глобальных катаклизмов. В основном, это беспокойство приняло характер маний, даже истерий, связанных с воображаемым концом света. Например, Карл Нострадамус, предположительно последний живущий потомок Нострадамуса, предсказывает близкий конец света и утверждает что Белый Дом знает дату Светопреставления.
Изучение коллективных маний является областью компетенции социологов, специализирующихся в области коллективного поведения, и психологов, изучающих социальную психологию.
Коллективные мании определяются как спонтанные, быстрые распространения ложных или гипертрофированных верований внутри большой популяции людей. Они могут охватывать определенный регион, культуру или страну.
Массовые истерии наиболее часто изучаются психиатрами и физиологами. Они, как правило, охватывают маленькие, тесно связанные группы людей в замкнутых сообществах, таких как школы, фабрики, монастыри, сиротские приюты.
Массовые истерия характеризуется быстрым распространением ипохондрического синдрома, включающего появление соматических жалоб, не обусловленных соматическими заболеваниями. В таких эпизодах, психологический стресс превращается или канализируется в физиологические симптомы.
Существуют два обычных типа массовых истерий: истерия беспокойства и моторная истерия. Первая истерия бывает более короткой длительности , как правило продолжающаяся около дня , и обусловленная неожиданным восприятием угрожающего агента, например, странного запах. Типичные симптомы - головная боль, головокружение, тошнота, трудности с дыханием и общая слабость.
Моторная истерия превалирует в непереносимых социальных ситуациях, какие бывают в школах или религиозные сообществах с избыточной дисциплиной. Симптомы включают состояния типа транса, мелодраматические акты мятежа, и то что физиологи называют "психомоторное возбуждение" (посредством чего внутреннее беспокойство, нарастающее в течении долгого периода времени, оканчивается нарушением функций нервов или нейронов, которые посылают сигналы к мускулам, тем самым обуславливая временные припадки судорог, спазмов и дрожи). Моторная истерия развивается постепенно, в течении некоторого времени, и обычно занимает недели или месяцы до своего спада.
Сам термин "массовая истерия" часто используется несоответствующим образом для того чтобы описать коллективные мании, где подавляющее количество участников не испытывают истерий, за исключением очень редких случаев. Вкратце, все массовые истерии являются коллективными маниями, так как они включают ложные или гипертрофированные верования, но только очень редко коллективные мании являются так же и массовыми истериями - только когда проявляются массовые болезненные симптомы.
Множество факторов способствуют формированию и распространению коллективных маний и истерических заболеваний: средства массовой информации, слухи, страхи, возбуждение, культурные верования и стереотипы. Их могут усиливать насильственные действия властей, полиции или армии. Обычные объекты или обстоятельства меняют смысл в соответствии с быстро распространяющимся массовым верованием.
Профилактика: правильное воспитание в семье, школе, общественных организациях.
Лечение: психотерапия, состоящая в формировании сознательного и критического отношения к себе и своему месту в объективной действительности, в побуждении к укреплению социальных связей, активному участию в общем деле, к выработке привязанностей и отзывчивого отношения к людям; трудовая терапия; умственно-волевая тренировка; применяют успокаивающие нервную систему средства; физиотерапевтические процедуры.
Трудоспособность
при истерии, как правило,
Внушение (суггестия) – это механизм одностороннего
активного и персонифицированного воздействия
на человека или группу. Основан на НЕкритичности
восприятия и готовности действовать
определенным образом. (В.М. Бектерев)
Суггестор – тот, кто воздействует
Суггеренд – тот, но кого воздействуют
Контрсуггестия – защитные механизмы
от внушения, которые выстраивает суггеренд
Контрконтрсуггестия – внушение суггестора,
направленное на снятие контрсуггесии
у суггетора.
Структурные элементы внушения:
1. операционный – предполагает внушающее воздействие
на суггеренда. Содержит два подэтапа:
- подготовительный – психологическая
и фактическая подготовка суггеренда
к применению внушения
- исполнительный – суггестор влияет на
различные личностные особенности суггеренда
к (например, формируются установки у суггеренда)
2. процессуальный – принятие суггерендом внушения
3. результативный – проявление ответных реакций
суггеренда
Виды внушения:
~ в зависимости от
целей воздействия
1. преднамеренное внушение – целенаправленное
и сознательно организованное воздействие
2. непреднамеренное внушение – нет цели
внушения, внушение может быть случайным
~ в зависимости от
содержания и характера внушения
1. специфическое внушение – внушение
конкретных идей, мыслей, действий
2. неспецифическое внушение – внушение
определенных психических состояний
3. положительное внушение – при нем происходит
формирование положительных качеств или
состояний
4. отрицательное внушение – при нем происходит
формирование отрицательных качеств или
состояний
~ в зависимости от
способов и приемов внушения
1. прямое (открытое) внушение – открытость
цели, прямая направленность на суггеренда
2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное
внушение с закрытой целью
~ в зависимости от
количества субъектов
1. индивидуальное внушение – внушение,
направленное на одного субъекта
2. групповое внушение – внушение, при
котором субъектом является группа
~ в зависимости от
соотношения между воздействием и ответной
реакцией суггеренда
1. непосредственное внушение – реакция
суггеренда проявляется в процессе внушения
2. отсроченное внушение – существует
временной разрыв между воздействием
суггестора и ответной реакцией суггеренда
Внушаемость – это уровень восприимчивости
к внушению, субъективной готовности испытать
внушающее воздействие и подчиниться
ему.
Факторы,
влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)
2) психологические
особенности:
- особенности темперамента (более внушаемые
– меланхолики и холерики, флегматики
– наименее внушаемые)
- актуальное психологическое состояние
(неуверенность, тревожность, повышенная
эмоциональность и впечатлительность
повышают внушаемость)
- низкая самооценка (повышает внушаемость)
- слабость логического анализа (повышает
внушаемость)
- комплекс неполноценности (повышает
внушаемость)
- полоролевые особенности (женщины более
внушаемы)
3) ситуативные особенности
- некоторые психические состояния (покой,
расслабленность, сильное эмоциональное
возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические
заболевания повышают внушаемость)
- низкий уровень осведомленности и компетентности
(повышает внушаемость)
- неопределенность (повышает внушаемость)
- высокая степень значимости (повышает
внушаемость)
- дефицит времени (повышает внушаемость)
4) социально-психологические
особенности
- свойства суггестора (высокий статус,
авторитет, волевое, характерологическое,
интеллектуальное превосходство повышают
внушаемость)
- отношения между суггестором и суггерендом
(доверительность и открытость повышают
внушаемость)
- особенности сообщения (уровень аргументированности,
сочетание логических и эмоциональных
компонентов). Приемы, которые лежат в
основе сообщений:
1. конкретность и образность ключевых
слов – использование слов, смысл которых
понятен и их легко представить;
2. конкретность и образность качеств
– чем выше степень абстрактности при
описании предмета и его свойств, тем слабее
внушение;
3. использование «нет» и «не» настораживает
и вызывает сомнение, следовательно повышается
контрсуггестия
4. речевая динамика (мягкость голоса,
интонационность, паузы, темп речи (средний),
тембр речи (баритон))
5. Воздействие звукосочетаниями:
- гласная «И» в словах вызывает ощущение
чего-то мягкого и незначительного
- звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно
теплый
- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется
с эмоциональностью, воодушевлением
- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных
– мрачное, неприятное, непонятное
4. Убеждение – это механизм организованного
воздействия на психику человека, в основе
которого лежит изменение установок и
взглядов личности. Основывается на системе
логических доказательств и предполагает
осознанное отношение реципиента к этим
доказательствам.
Виды убеждения:
Ø информирование – как правило, в виде
рассказа, выстраивается индуктивным
или дедуктивным способом;
Ø разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение
(схематическое раскладывание информации
по различным критериям, в большей степени
воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ
разъяснение (выстраивается в системе
диалога коммуникатора и реципиента с
задаванием вопросов реципиенту, ориентировано
на мышление)
Ø доказательство – в основе доказательства
лежит выстраивание информации по принципу
изложения тезиса и аргументации его с
помощью фактов, закономерностей и т.д.
Для эффективности коммуникатор должен
полностью разделять суть тезиса.