Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:28, контрольная работа
1.Чем отличаются понятия СМИ и СМК? Кто ввел понятие СМК?
3. Объекты и предметы исследования современной медиапсихологии.
4.Основные функции МК (С ПРИМЕРАМИ)
5. Эффекты МК
7. Первый этап исследований эффектов массовой коммуникации
1.Чем отличаются понятия СМИ и СМК? Кто ввел понятие СМК?
Социальные институты, осуществляющие процессы массовой коммуникации.
Очень
часто термины «средства
Средствами массовой коммуникации могут выступать социальные институты, отличные от СМИ. Тому примеры — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации; школа, как институт распространения определенного объема знаний о мире, общественных норм и т. п.
Так же СМК, в отличие от СМИ могут и не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) — это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определенная аудитория. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации. В этом случае имеет смысл говорить лишь о порядке взаимодействия (если пользоваться терминологией американского социолога И. Гофмана). К тому же «производство» слухов, их циркулирование чаще всего не является результатом целенаправленной деятельности акторов (организация, групп или личностей).
У СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно, хотя такое средство массовой коммуникации как школа дает информацию более системно и более регулярно, чем иные СМИ. И знания в школе (еще одно отличие от СМИ) не являются информационными поводами, не нарушают информационной симметрии (повествуют скорее о событиях обычных, а не о неординарных).
3. Объекты и предметы
Задача ПМК (объект) - описание и
объяснение переживаний и поведения
человека, которые он испытывает под
воздействием средств индивидуальной
и массовой коммуникации.
Выделяют 2 крупных объекта исследований
медиапсихологии:
1) сами медиа, СМИ;
2) аудитория, публика, личность - медиапсихология
с одной стороны изучает установки, цели
и поведение производителей любого контента
(психология медиапроизводства), а с другой
стороны объектом является поведение,
восприятие, отношении аудитории или личности
(психология медиапотребления).
Для современной медиапсих. хар. интерес
к таким псих.процессам, которые и определяют
задачи медиапсихологии:
Процессы, задача и проблемы:
1) проблема заинтересованности аудитории
в контенте, который предлагают медиа.
Соврем. СМИ довольно сложно "зацепить"
совр. потребителя;
2) форм. ценностей, установок, мнений, которые
в результате формируют общ. мнение (массовое
сознание);
3) исслед. восприятия, понимания, запоминания
как осн. психич. процессов обработки всей
информации;
4) проблема убеждающего воздействия;
5) проблема стереотипов - стереотипизация
массового сознания;
6) проблема фрейминга - фрейм (рамка) - рамка,
которая задаёт вектор восприятия и понимания
человеком опр. факта, события. Суть фреймирования
- форм. опр. имиджа целенаправленно, в
отличии от стереотипов (многие стереотипы
архетипичные, "врождённые");
7) теория когнитивного диссонанса (противоречие
- Леон Фестингер);
8) процессы подражания, внушения, манипулирования,
зомбирования как механизмы форм. общ.
мнения;
9) медиакомпетентность личности (форм.
критического восприятия и обработки
инф.);
10) проблема псих. безопасности личности
в процессе МК (агрессия, депрессивность,
отторжение и т.д.);
11) влияние медиа-среды на социализацию
личности;
12) соц. мифологизация (исп. и форм. мифологем
для управления общ. мнением и их исп. в
рекламе, PR, моде, религии и т.д.);
СМИ с одной стороны очень серьёзно изучают
установки, стереотипы массового сознания,
а с другой стороны могут целенаправленно
их конструировать.
Все вышеперечисленные позиции являются
объектами исследования ПМК.
4.Основные функции МК (С ПРИМЕРАМИ)
Что касается мнений исследователей по поводу того, какие функции свойственны массовой коммуникации, то эти мнения неоднозначны. Рассмотрим некоторые из них. Американский ученый Г. Лассуэл выделил следующие три функции:
1) обозрение окружающего мира, что
можно интерпретировать как
2) корреляцию с социальными
3) передачу культурного наследия
как познавательно-
Другой американский исследователь К. Райт ввел еще одну функцию – развлекательную, а специалист по массовой коммуникации голландец Мак-Квейл предложил так называемую мобилизующую функцию, при этом он акцентировал внимание на целях и задачах массовой коммуникации, учитывая мобилизацию и активизацию масс во время политических и других компаний.
Отечественный психолингвист А. Леонтьев выделил четыре функции, характерные для радио и телевизионного общения. Это:
Таким образом, суммируя высказанные
точки зрения и акцентируя внимание
на базовых функциях массовой коммуникации
– воздействия и
Существуют и дисфункции массовой коммуникации, которые проявляются в ситуации несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. При этом дисфункциональность массовой коммуникации может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации. Функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»: функция мобилизации при определенных условиях может способствовать насилию.
Своей функциональной сущностью массовая коммуникация вписана в систему и организацию общества, в его политические, экономические, социальные, социально-культурологические структуры. И сама массовая коммуникация, как своеобразная подсистема общества? может быть соответствующим образом структурирована. Таким образом, мы имеем возможность рассмотреть структурные элементы этой подсистемы, ее важнейшие составляющие.
Важнейшие структурные элементы массовой коммуникации следующие: массовая аудитория, дифференцированная по демографическим данным, службы изучения аудитории и рынка, спонсоры или рекламодатели, рекламные агентства, технические средства коммуникации.
Предложенные структурные
5. Эффекты МК
Проблематика эффектов массовой коммуникации является одной из достаточно развитых и изученных областей знания. Этому способствовало несколько обстоятельств. Перед исследователями часто ставилась задачи изучения того, каким образом посредством коммуникации происходит влияние на людей. Расширению исследований в этой области способствовали актуальные социальные проблемы — необходимость изучения медиа в качестве возможного источника насилия, фрустрации, агрессивности.
Распространенное понимание
На первом этапе исследований (в 20-30-е годы XX в.) предполагалось, что массовая коммуникация обладает очень большими возможностями воздействия. Такие понятия как «теория магического снаряда» или «теория подкожной иглы» достаточно точно отражают ранние концептуальные построения.
На втором этапе исследований (с
середины 40-х до начала 70-х годов)
выяснилось, что предполагаемые ранее
мощные эффекты массовой коммуникации
не находят эмпирического
Третий этап исследования эффектов (с начала 70-х годов по настоящее время) характеризуется тем, что отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Показательно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации.
7.
Первый этап исследований эффектов массовой коммуникации
Можно выделить два основных фактора,
которые в начале XX в. в способствовали
популярности представлений о «
Показательной в этом плане является работа Г. Лассвелла «Пропаганда союзников в Первой мировой войне». В ней приводились примеры манипулирования общественным мнением, когда аудитория выступает пассивным объектом не способным противостоять изощренному влиянию пропагандиста. Росту популярности представлений о значительных возможностях влияния медиа способствовали также работы У. Липпмана, в частности его концепция стереотипов. Важной является идея автора о том, что к индивиду стереотипы «поступают» посредством материалов массовой коммуникации, во власти которой он так или иначе находится.
Центральным для понимания теоретических основ исследований первого этапа является известный бихевиористский принцип «стимул — реакция». В соответствии с ним эффекты представляют собой специфическую реакцию на специфические стимулы. Поэтому можно ожидать и предсказывать наличие тесной взаимосвязи между сообщением и реакцией аудитории. Итак, сообщение здесь выступает в качестве стимула (S); принимающая сторона — в качестве организма (О); исследуемые нами эффекты — в качестве реакции (R). Отношения между перечисленными элементами обычно изображается следующим образом: S—О —R.
Выделим две основные идеи, которые в неявном виде приняты в данной концепции. Здесь общество представлено как совокупность слабо связанных с друг другом «атомизированных» индивидов. Индивиды ведут себя исключительно в соответствии со своими интересами. Причем их поведение практически не зависит от сложившихся норм и социальных связей. Средства массовой коммуникации рассматриваются в качестве инструментов мобилизации, убеждения, действующих в интересах различного рода общественных и частных институтов (правительства, политических партий, рекламодателей).