Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 08:23, контрольная работа
Воспитательный потенциал семьи в формировании личности аномального ребенка, взаимоотношения его с родителями обуславливают существенным образом социальный прогноз его будущего. Рассмотрим схемы родительского поведения, потенциально выступающие как факторы риска нарушения психического и личностного развития ребенка в разные возрастные периоды :
1. Младенчество– от рождения до года дефициту общения (материнская депривация) противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Такое взаимодействие сможет наблюдаться, при материнской гиперопека с отстранением отца ребенка играет роль эмоционального костыля матери и находится с ней в симбиотической связи. Мать постоянно пребывает с ребенком не оставляя его ни на минуту, потому что чувствует, что ей хорошо с ним, а без него она чувствует пустоту и одиночество.
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права.
К.Д.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по специальной психологии
«Психология семейного воспитания с аномальными детьми»
выполнил: студент 3 курса з/о
Спирин В.В.
проверила: Шелковникова Н.И.
Гатчина
2014
Воспитательный потенциал семьи в формировании личности аномального ребенка, взаимоотношения его с родителями обуславливают существенным образом социальный прогноз его будущего. Рассмотрим схемы родительского поведения, потенциально выступающие как факторы риска нарушения психического и личностного развития ребенка в разные возрастные периоды :
1. Младенчество– от рождения до года дефициту общения (материнская депривация) противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Такое взаимодействие сможет наблюдаться, при материнской гиперопека с отстранением отца ребенка играет роль эмоционального костыля матери и находится с ней в симбиотической связи. Мать постоянно пребывает с ребенком не оставляя его ни на минуту, потому что чувствует, что ей хорошо с ним, а без него она чувствует пустоту и одиночество.
Неблагоприятным для ребенка является чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, то есть структурная неорганизованность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В России наиболее часто этот вариант реализует мать-студентка, не имеющая возможности постоянного ухода за ребенком, но потом пытающаяся загладить чувство вины непрерывными ласками.
Особо выделяют, как фактор риска формальное общение матери с ребенком, лишенное эротизированых проявлений необходимых для нормального развития ребенка.
Такое взаимодействие может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советом врача, или не мать находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам
например: конфликты с отцом, эмоционально не включенная в прочее общения с ребенком.
Особую роль у младенцев играют психосоматические нарушения. Именно с помощью психосоматических симптомов ребенка сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.
Психосоматический язык реагирования встречается часто и у младших школьников.
2. Ранний возраст от 1года до 3лет– особо значит для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным факторам можно отнести:
1)слишком резкое отделение вследствие выхода матери на работу помещения ребенка в ясли, рождение второго ребенка и т. п.;
2) продолжение постоянной
опеки над ребенком нередко
проявляемой тревожной матерью;
3) абсолютный запрет на проявление агрессии;
4) излишне строгое
и быстрое приучение
Важным в раннем возрасте становятся взаимоотношения с отцом, который в этом возрасте должен физически и эмоционально доступен ребенку поскольку:
А) подает ребенку
пример отношения с матерью, как
отношения между двумя
Б) выступает прообразом внешнего мира, таким образом, освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом в кому-то;
В) является менее
конфликтным объектом, чем мать
и становится источником
3.Дошкольный возраст от 3лет до 6-7 лет–
а) самый существенный фактор риска взаимодействия по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворение потребностей других членов семьи.
б) следующий фактор риска – отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними;
в) еще одним фактором риска может стать родительское программирование и как следствие инициативности.
4. Младший школьный возраст от 6-7 лет до 10 лет. Повышается зависимость от оценок взрослого, особенно учителя. Если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает ограниченную идентичность (по Эриксону- « Я, есть то, что Я могу») Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно влиять, как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формировании е его жизненного сценария.
5.Подростковый возраст от 10- 11 до 15-16 лет – важнейший период для становления самостоятельности. Его успешность во многом определяется тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи, выстраивание нового типа взаимоотношений основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Процесс этот проблематичен, поскольку семья не всегда готова отпустить , а он в свою очередь не всегда ожжет адекватно распорядиться своей самостоятельностью.
Обязательство рождения, воспитания, обучение аномального ребенка, общение с ним является длительным фактором фрустирующим психику матери и предрасполагающим ее к развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Исследуя состояние психики матерей имеющих глубоко аномальных детей, А. Малер выделил 2 группы женщин с типичными личностными особенностями.
Таким образом, у матерей обеих групп несмотря на различие психического состояния вначале в итоге обнаруживалась стойкая депрессия, в дальнейшем сохранявшаяся.
Исследования В.Ткачевой доказывают, что качественные, деформирующие изменения в семьях при рождении аномального ребенка проявляются на нескольких уровнях:
1.Дефоренация на психологическом уровне проявляется в том, что стресс,
связанный с рождением больного ребенка, является условием резко травмирующего изменения сформировавшихся жизненных стереотипов. Период осознания факта рождения больного ребенка с нарушением делиться на фазы: О состоянии растерянности порой страха. Родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу больного ребенка. В это время закладываются предпосылки для установления социально-эмоционального отношения между родителями и ребенком;
2. Состояние шока трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза. Крайняя форма – отказ от обследования ребенка и проведение какой-либо коррекции
3. Состояние депрессии по мере принятия диагноза и правильной оценки ситуации;
4. Психическая адаптация на основе полного принятия диагноза и правильной оценки ситуации.
2.Изменения на социальном уровне проявляются прежде всего в том , что семьи, имеющие аномального ребенка часто распадаются. Другие изменения связанные с необходимостью во многих случаях, остановления одним из родителей работы или переход на низкооплачиваемую, неквалифицированную, часто надомную работу. Это с одной стороны, уменьшается бюджет семьи, с другой – нарушает социальные связи. Деформируются межличностные отношения не только между родителями. Но и между ними и имеющимися в семье здоровыми детьми, которые начинают получать меньше внимания и больше обязанностей, связанных с помощью по уходу за больным братом или сестрой.
3. На соматическом уровне изменения в семьях с больным ребенком обуславливаются с тем, что стресс, связанный с его рождением и воспитанием, часто превышает уровень переносимых нагрузок и приводят к появлению различных соматических, астенических и вегетативных расстройств.
Таким образом практически все члены семьи, имеющие аномального ребенка испытывают в большей или меньшей степени психологические и социальные проблемы, нуждаются в специальной помощи.
Переоценка нарушения приводит к излишней опеке и искуственой изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание проводит к развитию эгоистичной личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В дальнейшем такой ребенок с трудом адаптируется в коллективе как здоровых, так и дольных. Недооценка нарушения, опирающаяся на неоправданный оптимизм, игнорирования дефекта в детском или юношеском возрасте могут привести к глубокой психической травме, особенно при выборе профессии и осознании ограниченности собственного выбора.
К сожалению, у большинства родителей присутствует переоценка или недооценка дефекта.
В отношении родителей к своему аномальному ребенку можно видеть несколько схем поведения. В. Сомерс выделила пять категорий отношения родителей в зависимости от их схемы поведения к реакции на дефект:1) принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает, дефект своего ребенка объективно его воспринимает, адекватно оценивает ребенка и проявляет к нему настоящую преданность. У родителя не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку
2) реакция отрицания.
Отрицается, что у ребенка имеется
дефект, что он аномальный, что
его дефект оказывает
3) реакция чрезмерной
защиты, протекции, опеки. Родители
наполнены чувством усталости
и сочувствия, защищают ребенка
от всех опасностей. Ребенок является
предметом чрезмерной любви
4)Скрытое отречение,
отвержение ребенка. Дефект считается
позором. Отрицательное отношение
и отвращение по отношению
к ребенку скрывается за
5) открытое обречение,
отвержение ребенка. Ребенок открыто
принимается с отвращением, и
родитель полностью осознает
свои враждебные чувства. Однако
для их обоснования и
Литература.
1. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.
3. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.
4. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.
5. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
Тест «Узнай, кто это»
Цель: оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.
2. Тест «Разрезные картинки»
Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.
3. Тест «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Впечатления, которые человек получает
об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при
необходимости и возможности – воспроизводятся.
Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн,
– мы были бы существами мгновения. Наше
прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее,
по мере его протекания, безвозвратно
исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков.
Без памяти невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества. Благодаря своей
памяти, ее совершенствованию человек
выделился из животного царства и достиг
тех высот, на которых он сейчас находится.
Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции
немыслим. Память можно определить как
способность к получению, хранению и воспроизведению
жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врожденные и приобретенные механизмы
поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый
в процессе индивидуальной жизни опыт.
Без постоянного обновления такого опыта,
его воспроизводства в подходящих условиях
живые организмы не смогли бы адаптироваться
к текущим быстро меняющимся событиям
жизни. Не помня о том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться
дальше, так как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно
утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее
высокого уровня своего развития она достигает
у человека. Такими мнемическими возможностями,
какими обладает он, не располагает никакое
другое живое существо в мире.
Информация о работе Психология семейного воспитания с аномальными детьми