Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:12, контрольная работа
Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.
Поэтому следователи должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
Психологический анализ профессиональной деятельности следователя, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности).
1. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ……………........3
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ ……………………………….…………………8
2.1. Психология следователя при осмотре места происшествия ………………...9
2.2. Психология следователя в процессе опознания …………………………….12
2.3. Психологические особенности проведения
следственного эксперимента ………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Гуманитарный факультет
Кафедра юриспруденция
Дисциплина «Юридическая психология»
Контрольная работа,
тема№ «Психология следователя»
студента 2 курса
(группа 2012/3,5)
заочной формы обучения
направление подготовки 030900 62
Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Камалиева Рустема Габдельбаровича
преподаватель:
ст.преп. Рыжкова Т.В.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя ……………........3
2. Психологические особенности деятельности следователя при следственной работе ……………………………….…………………8
2.1. Психология следователя при осмотре места происшествия ………………...9
2.2. Психология следователя
в процессе опознания ………………………
2.3. Психологические особенности проведения
следственного эксперимента ………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя
Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью - следователей - в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы.
Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.1
Поэтому следователи должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
Психологический анализ профессиональной деятельности следователя, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности).
В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности следователя являются:2
1. Познавательно-прогностическая (когнитивная) деятельность. При этом познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны. Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий. Процесс познания предполагает наличие определенных личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.
2. Коммуникативная деятельность. Профессиональная деятельность юристов в значительной части протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ситуации допроса в ходе предварительного следствия. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, но и как процесс взаимодействия, восприятия людьми друг друга. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда следователей, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
3. Организационно-управленческая деятельность. Значительный удельный вес в деятельности следователя занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Поэтому многим следователям, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, необходимо иметь организаторские качества.
4. Воспитательная деятельность. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется, прежде всего, целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации. Участие следователей в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции.
Выделение и раздельное рассмотрение перечисленных выше структурных образований правоохранительной деятельности носит условный характер, поскольку в действительности все они тесно связаны между собой и выступают в едином комплексе.
В настоящее время важным вопросом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.
О необходимости этого показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников и тот факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств специфическим требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. Подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.3
Для выполнения своих профессиональных обязанностей следователи также должны обладать необходимыми способностями.
В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.
В психологии выделяют
общие и специальные
В отличие от общих специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности.
В связи с тем, что деятельность следователя весьма многогранна, поэтому она требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место отводится интеллектуальным способностям.
Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями».4 Такую же, по существу, мысль высказывают и другие ученые, которые среди ведущих «следственных способностей» называют также общие способности человека и, прежде всего, его интеллектуальные, творческие способности.
Интеллектуальные
способности человека как показатель
его уровня общего развития включают
в себя сложные психические
Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, важное значение в структуре способностей следователя имеют и коммуникативные способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.
Различное сочетание описанных выше способностей образует тот необходимый сплав индивидуально-психологических особенностей личности, который можно охарактеризовать как профессионально значимые способности к юридической деятельности, определяющие в конечном итоге профессиональную пригодность юриста.
Объективная оценка
способностей юриста, его индивидуально-
Критерии профессиональной пригодности должны:6
1. отражать только
значимые показатели, соответствующие
стабильным, устойчивым параметрам
правоохранительной
2. различать работников с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;
3. быть удобными
в использовании при оценке
деятельности и личности
Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.
2.
Психологические особенности
Исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе расследования преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, установление причин возникновения всевозможного рода конфликтов в обществе, между людьми является составной частью профессиональной деятельности многих юристов (следователей, судей, адвокатов и т.д.).
В российском законодательстве действует целый ряд правовых норм, регламентирующих порядок исследования, изучения, познания тех или иных деликтов, установления истины при разрешении различных конфликтов уголовного либо гражданско-правового характера. Так, в уголовно-процессуальном законе детально разработана процедура специально предусмотренных для этих целей следственных действий, основное назначение которых состоит в том, чтобы дознаватель, следователь, суд, используя закономерности познавательных (когнитивных) процессов, имели возможность устанавливать истину по делу.
2.1. Психология следователя при осмотре места происшествия
Юристам, вовлеченным в процесс познания, необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающих доказательственную информацию, которую получают с помощью этих действий.
Одним из следственных действий является осмотр места происшествия. Следственный осмотр вещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления, является одним из распространенных и в то же время наиболее ответственным следственным действием прежде всего ввиду своей неповторимости.