Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:30, курсовая работа
Цель работы – раскрыть основные понятия и сущность мотивации, основные виды мотивации, её характеристику, и виды стимулов. Изучить мотивацию человека в уличном спорте и причины занятия уличным спортом у подростков.
Задачи:
1. Рассказать о понятии и сущности мотивации.
2. Рассмотреть основные виды мотивации.
3. Исследовать виды стимулов.
4. Изучить мотивацию в уличном спорте.
5. Определить причины, по которым подросток увлекается уличным спортом и рассмотреть основные психологические особенности личности.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика мотивации …………………………….......4
1.1. Понятие и сущность мотивации………………………………….…..4
1.2. Основные виды мотивации и их характеристика………………………………………………….…..…6
1.3. Виды стимулов …………………...……………………………….…..7
Глава 2. Мотивация в уличном спорте……………………………….……..14
2.1. Психологические особенности мотивации спортсменов ……………………………………………………………………………..…..14
2.2. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста …………..17
Заключение …………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………..................................24
МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный технический университет»
(ФГБОУ ВПО «ТвГТУ»)
Кафедра Психологии
Курсовая
по курсу «ОНПИ»
на тему «Психология спортивной деятельности»
Выполнила: студентка 2 курса
группы ПСИ 12.02
Тетюшева М. А.
Тверь 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика мотивации …………………………….......4
Глава 2. Мотивация в уличном спорте……………………………….……..14
2.1. Психологические
особенности мотивации спортсменов
…………………………………………………………………………….
2.2. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста …………..17
Заключение …………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………......
Введение
Вся жизнь человека состоит из сплошной мотивации. Как только у него появляется стимул, наиболее подходящий его жизненным принципам, то человек начинает работать усерднее, у него появляется интерес к какому-нибудь занятию или достижению определённой цели. Сильное желание индивида помогает ему достичь наилучших результатов для достижения какой-то конкретной цели.
Одной из сторон человеческой жизни является спорт и любое его проявление. В этой сфере тоже важна мотивация и стимулы, которые позволяют добиться хороших результатов, даже если это просто уличные спортивные игры, которые доступны любому подростку.
Актуальность этой работы: мотивация в уличном спорте является важной частью существования человека, потому что без неё индивид не будет стремиться затрачивать лишнюю энергию на командные игры, которые совершенно его не интересуют. В другом случае уличный спорт, такой как стритбол, волейбол или футбол, так же как и субкультура «хип-хоп» не позволяет социальным порокам проникнуть в жизнь подростка.
Для написания этой курсовой была использована методологическая основа, которая включает в себя работы известных психологов. Таких как Ильин Е. П.., Егоршин А. П., Малкин В. Р. и др. [8; 5; 10]
Цель работы – раскрыть основные понятия и сущность мотивации, основные виды мотивации, её характеристику, и виды стимулов. Изучить мотивацию человека в уличном спорте и причины занятия уличным спортом у подростков.
Задачи:
Объект исследования – мотивация в целом.
Предмет исследования – мотивация в спортивной деятельности.
Методы исследования:
– анализ
– синтез
– метод исторических реконструкций
Структура курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи и методы.
В первой главе «Общая характеристика мотивации» рассмотрены такие понятия, как мотивация, потребность, мотив. Так же рассмотрены виды мотивации и виды стимулов.
Во второй главе «Мотивация в уличном спорте» рассмотрены основные психологические особенности личности спортсменов и мотивация подростков к занятию спортом.
В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы.
Глава 1. Общая характеристика мотивации
Ещё со времён Адама Смита считается, что в том случае, если работник будет получать оплату за свой труд, то он будет доволен. Так же результаты исследования говорят о том, что оплата просто необходима, но это недостаточное условие мотивации деятельности человека. [11]
Мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, которые ориентируют на достижение каких-то определённых целей.
Существует множество теорий, которые объясняют то, почему индивид совершает действие, почему берётся за определённую работу, почему у него это получается, когда у других людей с такими же возможностями ничего не выходит. Эти теории весьма противоречивы. Некоторые психологи считают, что вся проблема во внутренних механизмах, другие видят причину мотивации во внешних стимулах, третьи изучают мотивы, пытаясь выяснить, какие из них являются врождёнными, а какие приобретёнными. [13]
Мотивация включает в себя внутренне состояние индивида, которое называется потребностью, и что-то извне, что определяется как стимул. Поведение человека – это доминирующая в данный момент потребность. Удовлетворение потребностей является важным фактором деятельности человека.
Потребность – это определённое состояние психики человека, ощущение какого-либо недостатка и неудовлетворённых потребностей, несоответствие между внутренними и внешними условиями. [12]
Потребности удовлетворяются вознаграждением, когда человек получает то, что он считает для себя наиболее ценным. Но в понятии «ценность» различные индивиды вкладывают свой собственный смысл, а следовательно различаются предпочтения и оценки этого вознаграждения. [8]
Потребности могут быть приобретёнными и врождёнными, естественными или социальными, нематериальными и материальными
Никакие цели, установленные извне, не вызывают у человека заинтересованности, и он не будет прилагать активных усилий, пока это не превратится в его «внутреннюю» цель.
Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:
Для того чтобы заставить потребность заработать, нужны мотивы.
Мотив – это психологические причины, которые побуждают человека к действиям, которые направлены на удовлетворения потребностей.
Например, когда индивид хочет чем-нибудь обладать или получать моральное удовлетворение от уже имеющихся предметов. [14]
Так же многие авторы представляют мотивацию в виде шести стадий, которые следуют друг за другом. Но всё это носит достаточно условный характер, потому что в реальной жизни нет обособленных процессов мотивации.
Первая стадия – возникновение потребностей.
Вторая стадия – поиск решений для устранения этой потребности. Если она создаёт проблемы для человека, то он начинает искать пути, чтобы устранить её: не замечать, устранить, подавить.
Третья стадия - определение целей действия. Индивид решает, что и как он должен сделать, чего получить и добиться, чтобы устранить потребность.
Четвёртая стадия – осуществление действия. На этой стадии индивид делает то, что, в конечном счете, должно устранить потребность.
Пятая стадия – получение вознаграждения за свои действия. Сделав определённую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения своей потребности. На этой стадии показывается, насколько выполненные действия дали желаемый результат.
Шестая стадия – устранение потребности. [8]
Важным фактором, который делает процесс мотивации неясным, является неочевидность мотивов. Можно только догадываться, какие мотивы действуют у человека, но в открытом виде их «найти» невозможно. Требуются длительные наблюдения за индивидом, чтобы хотя бы примерно сказать о том, какие мотивы являются ведущими в процессе человека.
Так же ещё один фактор – это изменчивость мотивационного процесса. Характер этого процесса зависит от того, какие же потребности вызывают его. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, могут возникать изменения в поведении индивида и реакции с его стороны на мотивирующие воздействия.
Ещё один важный фактор – различие мотивационных структур отдельных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У всех людей стремление к достижению результата может быть разным, либо слабым, либо сильным. В этом случае мотив будет по-разному действовать на поведение человека. [7]
Мотивация является ведущей функцией управления, так же она вплетена в управленческий процесс от стадии выбора цели и принятия решений до получения результата.
Мотивация классифицируется по нескольким признакам, зависящим от ситуации и потребностей. Мы рассмотрим несколько основных видов.
В зависимости от основных групп потребностей различают:
Материальная мотивация – это стремление индивида к более высокому уровню жизни и достатку. Это зависит от дохода человека, его статуса в обществе, действенности материальных стимулов.
Трудовая мотивация. Она порождается только работой, её содержанием, режимом труда, процессом трудовой организации. Это совокупность внутренних сил человека, которые связаны с работой. Трудовая мотивация связана с содержательностью, полезностью труда, а так же с самовыражением и самореализацией. Стоит заметить, что все люди испытывают потребность к интересной и полезной работе, чувствует гордость, если результаты его труда оцениваются высоко.
Статусная мотивация. Это внутренняя сила поведения индивида, которая связана со стремлением занять более высокую должность, выполнять сложные задания и работать в престижных сферах организации. Некоторым людям свойственно стремление к лидерству, высокому статусу и авторитету.
По использованным способам:
Нормативная мотивация – это побуждение человека к поведению с помощью идейно-психологического воздействия. Например, внушения, убеждения, психологического заражения.
Принудительная мотивация основывается на применении власти и угрозы неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им каких-то требований.
Стимулирование включает в себя воздействие не на личность, а на внешние факторы, например, каких-то стимулов или мотивов, побуждающих человека к нужному поведению.
По источникам возникновения мотивов:
Внутренняя мотивация. Решая задачи, человек формирует мотивы. Например, стремится к достижению определённо цели, завершению работы, желание бороться и т.д. При внутренней мотивации люди добросовестно выполняют работу, затрачивают гораздо меньше сил, лучше понимают задание.
Внешняя мотивация. Она воздействует на субъект извне. Допустим, через распоряжения, правила поведения, оплату за труд.
По направленности на достижение целей:
Положительная мотивация. К ней относится материальное поощрение в виде премий, повышение авторитета или поручения важной работы.
Отрицательная мотивация – это материальные взыскания, снижение статуса в коллективе, штраф, изоляция работника, понижение должности. [2]
Стимулирование – это создание условий, которые позволяют человеку работать эффективнее и намного производительнее.
Стимул – это внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию или какое-нибудь действие. [4]
Стимулы классифицируются по разным основаниям. Опорным моментом в стимулировании являются как потребности, так и их содержание. Потребности могут быть разделены на материальные и нематериальные.
Так же различают четыре основных видов стимулов.
Различают разные виды принуждения, начиная с пыток, физического наказания и заканчивая лишением имущества, звания и т.д. Так же бывают административные методы принуждения: увольнение, выговор, замечание.
Среди них можно выделить ещё несколько видов, таких как социальные, моральные, творческие, социально-психологические стимулы.
Социальные стимулы. Они основаны на нравственных ценностях индивида, осознании долга перед обществом и понимании полезностей своего труда. В этой категории находятся и побудительные мотивы, связанные с творчеством, благоприятными условиями, самовыражении и самосовершенствовании. [5]
Творческие стимулы. Работник сам выбирает то, какими способами он будет решать данные задачи. Это позволяет вносить в процесс что-то своё, проявлять свои способности. Эти стимулы исходят из потребностей человека в самореализации и самосовершенствовании.