Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:51, реферат
Краткое описание
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………..3 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества …….4 1.1 Зарубежные исследования ………………………………………………………….4 1.2 Отечественные исследования ……………………………………………………….7 2. Отличительные особенности творческой личности ………………………………...8 3. Методы стимулирования проявления творческих способностей ………………12 Заключение ……………………………………………………………………………14 Список использованных источников ……………………………..…………………15
1. Исторический
обзор психологических исследований
проблемы творчества …….4
1.1 Зарубежные
исследования ………………………………………………………….4
1.2 Отечественные
исследования ……………………………………………………….7
2. Отличительные
особенности творческой личности
………………………………...8
3. Методы
стимулирования проявления творческих
способностей ………………12
Заключение
……………………………………………………………………………14
Список
использованных источников ……………………………..…………………15
Введение
Творческое
мышление – один из интереснейших феноменов,
выделяющих человека из мира животных.
Уже в начале жизни у человека проявляется
настоятельная потребность самовыражения
через творчество, человек учится мыслить
творчески, хотя способность к такому
мышлению не является необходимой для
выживания. Творческое осмысление является
одним из способов активного познания
мира, и именно оно делает возможным прогресс,
как отдельного индивида, так и человечества
в целом.
Попытки
объяснить феномен творческого мышления
делались еще античными философами и не
прекращаются до сих пор. В ХХ веке его
изучением занялись также психологи и
специалисты по кибернетике. Несмотря
на столь долгое внимание к проблеме, не
все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому
исследования в этой области продолжаются.
В
настоящей работе приводится обзор различных
концепций и подходов к изучению творческого
мышления, рассматриваются отличительные
особенности креативной личности, а также
анализируются факторы, влияющие на проявление
творческих способностей.
Исторический
обзор психологических исследований проблемы
творчества
1.1 Зарубежные исследования
С
давних времен умы ученых и философов
занимает вопрос: "Как возможно творческое
мышление?".
Этой
проблемой занимались еще античные философы
(Гераклит, Демокрит,
Платон),
выдвигая весьма прогрессивные для того
времени идеи. Интересна, например, идея
Платона, в чем-то предвосхитившая идею
З.Фрейда, изложенная в учении об эросе
[7]. Платон представляет, что божественное
творчество, плодом которого является
мироздание, есть момент божественного
созерцания.
Аналогично
этому и человеческое творчество есть
только момент в достижении высшего, доступного
человеку "умного" созерцания. Стремление
к этому высшему состоянию, род одержимости
и есть "Эрос", который предстает
и как эротическая одержимость тела, стремление
к рождению, и как эротическая одержимость
души стремление к художественному творчеству,
и, наконец, как одержимость духа - страстная
тяга к чистому созерцанию прекрасного.
Существенное
влияние на дальнейшие исследования
творческого мышления в психологии
оказали идеи Аристотеля [7], которые
легли в основу ассоциативной
психологии. Ассоцианистский подход получил
широкое распространение в XVII – XVIII веках.
Он объяснял все умственные (когнитивные)
процессы в терминах двух основных компонент:
– идей
(или элементов)
– ассоциаций
(или связей) между ними.
Отличительной
чертой являлось признание ассоциации
в качестве основной структурной единицы
психического, ассоциация использовалась
и как объяснительный принцип. Рациональное
сводилось к чувственному, отсутствовал
анализ субъекта, его деятельности, направленности,
активности [15].
Ассоциативная
психология оказалась не в состоянии объяснить
закономерности процесса сознательного
мышления и, в частности творческого мышления.
Исходные принципы традиционной эмпирической
ассоциативной психологии не давали ей
возможность изучать сложные психические
явления, в частности интуицию. Она признавала
только "сознательное мышление"
(индукция,
дедукция, способность сравнения, отношения),
подчиняющееся ассоциативным законам.
Тем
не менее, необходимо отметить вклад психологов-ассоцианистов
в исследование психологии творческого
мышления. Установленные ими законы ассоциаций
является крупнейшим достижением психологической
науки ХIХ века.
Они помогают
понять, например, почему прежний
опыт зачастую может блокировать
творческий подход к решению
задачи (проблемы), а также объяснить
общеизвестный факт успешной
творческой работы молодых ученых,
еще не обладающих энциклопедическими
знаниями. На основании этих законов
был разработан, например, метод гирлянд
случайностей и ассоциаций, применяемый
сейчас в эвристике в качестве приема
активизации творческого мышления [14].
Раздел
"психология мышления" впервые выделяется
психологами, относящимися к Вюрцбургской
школе. В противоположность ассоцианистам,
представители этой школы (О. Кюльпе, К.
Марбе, Н. Ах) рассматривали мышление как
внутреннюю деятельность по решению задач
[15]. Именно в Вюрцбургской школе для исследования
мышления впервые был применен метод экспериментальной
интроспекции. Исследования привели к
открытию феномена
"безобразного
мышления", а также показали, что
каждая ассоциация определяется
не предшествующей ассоциацией,
а направляется задачей – явление,
получившее название детерминирующей
тенденции. Выделив мышление в
самостоятельную деятельность, Вюрцбургская
школа фактически противопоставила и
оторвала ее от практической деятельности,
мышления, языка и чувственных образов.
Вместе с тем был в значительной мере предопределен
круг вопросов, которые впоследствии стали
основными в рамках психологии мышления:
соотношение внешней и внутренней деятельности,
мышления и языка, мышления и чувственных
образов, детерминация мышления и его
избирательность, задача и средства ее
решения [15]. Сформулированное Вюрцбургской
школой определение мышления как процесса
решения проблем наложило свой отпечаток
на всю последующую историю экспериментальной
психологии мышления, которую в определенном
смысле можно рассматривать как историю
разработки и применения в психологических
исследованиях мышления различных вариантов
метода проблемных ситуаций.
Близок
к Вюрцбургской школе был и О. Зельц, понимавший
мышление как функционирование интеллектуальных
операций. Развивая свои представления
о самом решении задач, О. Зельц наибольшее
значение придает самой первой фазе
– образованию
"общей задачи", которая формируется
в результате обработки исходного
материала. Главным ее звеном
он видел выделение "предметных
отношений" между элементами. Результатом
такого выделения О. Зельц полагал
образование проблемного комплекса
[15], в котором:
– выделены
характеристики известного,
– определено
место неизвестного,
– выделены
отношения между данным и искомым.
Суть
проблемности он видел в незавершенности
этого комплекса. О.
Зельцем
введено также важное понятие
"антиципация", при этом он
подчеркивает, что антиципации подлежит
только искомое, т.е. неизвестное
получает как бы косвенное
определение через отношение
к известному.
Выявление
отношений между известным и искомым с
последующей антиципацией искомого представляет
собой процесс образования общей задачи.
Таким образом, О. Зельц процесс мышления
считал процессом заполнения разрывов
или восстановления недостающих звеньев
в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций,
как считали представители ассоцианистского
подхода.
Нельзя
обойти вниманием и психоаналитический
подход к исследованию творческого мышления.
В рамках этого подхода впервые была предпринята
попытка выделения фактора, лежащего в
основе мыслительной активности.
Основатель
психоанализа и приверженец энергетической
теории человека
З.Фрейд считал,
что творческий продукт является результатом
косвенного выражения сексуальной и агрессивной
энергии, которой не дали выразить себя
более прямым путем [10].
А.
Адлер смещает акценты с сексуальной сферы
на социальную, а творчество трактовал
как специфический способ компенсации
комплекса неполноценности [10].
К.
Юнг рассматривал стремление к творчеству
как часть базовой энергии либидо. В самом
же феномене творчества он видел проявление
архетипов коллективного бессознательного,
пропущенных сквозь призму индивидуального
опыта и восприятия творца.
Психоанализ
впервые акцентировал важность проблемы
мотивов и значимость бессознательного
в мышлении [15].
Новый
аспект мышления был выделен в трудах
представителей гештальт- психологии
– М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера
и других. В рамках данной школы в основном
проводились экспериментальные исследования
восприятия, затем некоторые выводы были
перенесены на изучение мышления.
Основным
положением данной школы являлось утверждение,
что целостный образ – гештальт – возникает
не путем синтеза, а сразу как целостный.
Сам гештальт истолковывался как функциональный,
т. е. как некоторая структура, характеризуемая
через функцию, а мышление – как деятельность
последовательного переструктурирования,
продолжающегося вплоть до нахождения
необходимого по ситуации гештальта (структуры),
что и было названо "инсайтом", или
"озарением" [15, 2].
Психологи-гуманисты
(Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный
источник творчества – мотив личностного
роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации,
полной и свободной реализации своих способностей
и жизненных возможностей [5].
Творческое
мышление изучалось также в рамках психометрического
подхода.
Здесь
можно выделить концепцию креативности
Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую
креативность как универсальную познавательную
творческую способность. Гилфорд выделил
два типа мышления: конвергентное и дивергентное.
В рамках своей концепции Гилфорд считал
операцию дивергенции наряду с операциями
преобразования и импликации, основой
креативности как общей творческой способности
[5].
Исследованиями
уровня креативности и зависимости степени
проявления креативности от воздействующих
факторов занимался Р. Стернберг. Согласно
его концепции [5] интеллектуальное поведение
по отношению к внешнему миру может выражаться
в адаптации, выборе типа внешней среды
или ее преобразовании. Если человек реализует
третий тип отношений, то при этом он проявит
творческое поведение.
Свершившееся
в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных
решать задачи, которые ранее были доступны
только человеческому интеллекту, оказало
большое влияние на развитие психологии
мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного
интеллекта", которая нашла отражение
в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона,
М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом,
в связи с зарождением информационных
технологий исследования творческого
мышления стали развиваться также в новом
направлении: появился так называемый
информационный, или когнитивный, подход.
Когнитивная
психология сформировалась на стыке необихевиоризма
и гештальт-психологии, объединенных компьютерной
метафорой: человек стал рассматриваться
как средство переработки информации.
Один из основоположников когнитивной
психологии – Линдсей – так разъясняют
эту позицию: "Мы рассматриваем организм
человека как активный преобразователь
информации, всегда стремящийся к обобщению
и истолкованию поступающих сенсорных
данных и к интерпретации и восстановлению
информации, хранящейся в его памяти, с
помощью разного рода алгоритмов и стратегий"
[цит. по 14, с. 8]. Таким образом, первоначально
в качестве основной задачи в когнитивной
психологии выступало изучение преобразования
информации, происходящее с момента поступления
сигнала до получения ответа. При этом
специалисты исходили из уподобления
процессов переработки информации человеком
и вычислительным устройством. Исследования
в этой области связаны также с именем
У. Найссера. В 1967 г. вышла его книга "Cognitive
Psychology", которая стала в определенном
смысле программной. В настоящее же время
все больше подчеркивается ограниченность
подобного рода аналогий.
Тем
не менее, нельзя не признать, что методы
смежных отраслей знания дали психологам
новые способы видения старых проблем.
Это
направление продолжает развиваться и
сейчас. Проводимые в рамках когнитивного
подхода исследования объединены тематикой,
которую в самом общем виде можно охарактеризовать
как анализ различных аспектов мыслительной
деятельности индивида, широким использованием
экспериментальных данных, а также достаточно
общим представлением о значимости для
анализа мыслительной активности методов,
разрабатываемых в теории информации
и структурной лингвистике. Когнитивный
подход унаследовал от бихевиоризма уверенность
в значимости контролируемых лабораторных
исследований, а также отношение к проблематике
научения и памяти как принципиально важной
для понимания мышления и поведения.
1.2 Отечественные исследования
Одним
из крупнейших исследователей творческого
мышления является Я.А.
Пономарев.
В своих работах Пономарев
подчеркивает принципиальное отличие
человеческого мышления от "мышления"
машинного: "машина способна работать
только с системами знаковых
моделей и не способна работать
с моделями надстроечно-базальными"
[11, с. 173], т.е. субъектными вторичными моделями
действительности. Согласно его концепции
первичных и вторичных объектных и субъектных
моделей действительности, представляющих
собой разные структурные уровни взаимодействия
субъекта и объекта, для решения творческих
задач в первую очередь требуется "способность
действовать в уме" (СДУ), отсутствующая
у животных, и определяемая высоким уровнем
развития внутреннего плана действий
(ВПД). [5]. В качестве ментальной единицы
творческости мышления Пономарев предлагает
рассматривать разность уровней, доминирующих
при постановке и решении задач [11].