Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть психологию управления как науку, как отрасль современного знания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику и взаимосвязь науки управление от психологии управления;
- соотнести предмет психологии управления с общей психологией;
- сравнить предмет изучения психологии управления с психодиагностикой и социологией.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КОНТР.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время возрастает интерес к наукам и дисциплинам, предметом изучения которых являются внутренний мир человека, его мировоззрение на окружающий мир. Главенствующее место среди таких наук занимает психология. Её изучение способствует познанию человеком самого себя, культуры общения, пониманию людей, с которыми приходится общаться в процессе осуществления профессиональных обязанностей, даёт возможность правильно выстраивать линию поведения в конфликтных ситуациях, а также своевременно принимать меры по их предотвращению [8].

Актуальность темы в том, что руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом, для чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах, работы с людьми.

Всё вышесказанное обусловило цель работы – рассмотреть психологию управления как науку, как отрасль современного знания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить специфику и взаимосвязь науки управление от психологии управления;
  • соотнести предмет психологии управления с общей психологией;
  • сравнить предмет изучения психологии управления с психодиагностикой и социологией.

 

 

 

ОТЛИЧИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЕ ОТ НАУКИ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет – психология управления. Однако, прежде чем говорить о психологической стороне управления необходимо рассмотреть, что собой представляет управление вообще, управление как социальный феномен и каков предмет науки управления.

Для всякой науки важно точное определение её предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология» и «управление».

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее – объективная наука о субъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции: отражение – построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа [7, с. 5].

Термин «управление» в настоящее время широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (техническим, социальным, военным и др.). Управлять можно автомобилем, армией,  организацией,  государством,  группой  и  т.  д. 

В  обобщенном  виде под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализация их программы и целей [1, с. 17].

Управление – это общая деятельность людей для достижения реальных, конкретных результатов [4, с. 5].

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что её объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации - такие отношения и называются управленческими.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть её реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Организация представляет собой форму объединения группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления, для достижения общих целей и для упорядочения совместной деятельности.

Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели [5 с. 8].

Субъект управления – это структурно обозначенные объединения людей и руководителей на персональном уровне, наделённые управленческими полномочиями и осуществляющих управленческую деятельность. Таким образом, субъект управления является носителем предметно-практической деятельности. Субъектами управления могут быть: управленцы, лица, вырабатывающие и принимающие управленческие решения,  руководители разных уровней, работники аппарата управления и т.д. [4, с. 5].

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческой воздействие [9]. К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры и т. д.

Безусловно, между субъектом и объектом управления существует взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Как отмечает Урбанович А.А. [6, с. 4], социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Другими словами в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между её участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. С точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.

Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые можно назвать как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.

В зависимости от типологических черт само чувство подчинения переживается разными людьми не одинаково.

Мананникова, Е.Н. [3, с. 16], выделяет три типа подчинения:

  • строптивое: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение; для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
  • равнодушное: работник вполне удовлетворен своим положением, так как это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
  • инициативное: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

Что касается предмета психологии управления, то в самом общем виде он представляет собой психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений.

Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики.

1.  Психологические аспекты деятельности руководителя:

  • психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
  • психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
  • психологические аспекты принятия управленческого решения;
  • индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.

2.  Психологические аспекты деятельности  организации как субъекта и объекта управления:

  • возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
  • закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
  • закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;
  • формальная и неформальная структуры организации;
  • мотивация труда членов организации;
  • ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.

3. Психологические аспекты взаимодействия  руководителя с членами организации:

  • проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
  • проблемы управленческого общения;
  • оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;
  • информированность как фактор повышения эффективного управления.

Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обоснованные научные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии и психология труда.

Наряду с этим психология управления основывается и на соответствующих знаниях, получаемых наукой управления. Отметим также тесную связь психологии управления и социологии (особенно социологии организаций) [6, с. 16].

Таким образом, психология управления - это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

 

 

СООТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЕЙ

 

Психология управления в качестве предмета своего изучения имеет дело с человеком, его психикой и особенностями деятельности. Итак, предметом психологии управления являются психологические основания деятельности руководителя: психофизиологические особенности трудовой деятельности, психологические особенности переработки информации, механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга, психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем, психологические особенности принятия управленческих решений и психологические факторы управленческой деятельности в целом.

Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности, психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.

Общая же психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления - психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний [10].

Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Рассмотрим основные из них:

  • эмоции - это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида, системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс оценки в форме переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида. Эмоции по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем, т.к. в результате эмоциональной оценки в организме автоматически происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности [11];
  • способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками;
  • мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение) - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие её направленность. В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные - подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции [12];
  • темперамент (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения;
  • характер (от греч. charakter — отпечаток, черта, признак, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления;
  • воля (англ. volition, will) - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления) [11].

Информация о работе Психология управления