Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 23:21, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть психологию управления как науку, как отрасль современного знания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику и взаимосвязь науки управление от психологии управления;
- соотнести предмет психологии управления с общей психологией;
- сравнить предмет изучения психологии управления с психодиагностикой и социологией.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возрастает интерес к наукам и дисциплинам, предметом изучения которых являются внутренний мир человека, его мировоззрение на окружающий мир. Главенствующее место среди таких наук занимает психология. Её изучение способствует познанию человеком самого себя, культуры общения, пониманию людей, с которыми приходится общаться в процессе осуществления профессиональных обязанностей, даёт возможность правильно выстраивать линию поведения в конфликтных ситуациях, а также своевременно принимать меры по их предотвращению [8].
Актуальность темы в том, что руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом, для чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах, работы с людьми.
Всё вышесказанное обусловило цель работы – рассмотреть психологию управления как науку, как отрасль современного знания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ОТЛИЧИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЕ ОТ НАУКИ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет – психология управления. Однако, прежде чем говорить о психологической стороне управления необходимо рассмотреть, что собой представляет управление вообще, управление как социальный феномен и каков предмет науки управления.
Для всякой науки важно точное определение её предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология» и «управление».
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее – объективная наука о субъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции: отражение – построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа [7, с. 5].
Термин «управление» в настоящее время широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (техническим, социальным, военным и др.). Управлять можно автомобилем, армией, организацией, государством, группой и т. д.
В обобщенном виде под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализация их программы и целей [1, с. 17].
Управление – это общая деятельность людей для достижения реальных, конкретных результатов [4, с. 5].
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что её объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.
Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации - такие отношения и называются управленческими.
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть её реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
Организация представляет собой форму объединения группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления, для достижения общих целей и для упорядочения совместной деятельности.
Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:
а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;
б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;
в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели [5 с. 8].
Субъект управления – это структурно обозначенные объединения людей и руководителей на персональном уровне, наделённые управленческими полномочиями и осуществляющих управленческую деятельность. Таким образом, субъект управления является носителем предметно-практической деятельности. Субъектами управления могут быть: управленцы, лица, вырабатывающие и принимающие управленческие решения, руководители разных уровней, работники аппарата управления и т.д. [4, с. 5].
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческой воздействие [9]. К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры и т. д.
Безусловно, между субъектом и объектом управления существует взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Как отмечает Урбанович А.А. [6, с. 4], социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Другими словами в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между её участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. С точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.
Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые можно назвать как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.
В зависимости от типологических черт само чувство подчинения переживается разными людьми не одинаково.
Мананникова, Е.Н. [3, с. 16], выделяет три типа подчинения:
Что касается предмета психологии управления, то в самом общем виде он представляет собой психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений.
Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики.
1. Психологические аспекты деятельности руководителя:
2. Психологические аспекты
3. Психологические аспекты
Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обоснованные научные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии и психология труда.
Наряду с этим психология управления основывается и на соответствующих знаниях, получаемых наукой управления. Отметим также тесную связь психологии управления и социологии (особенно социологии организаций) [6, с. 16].
Таким образом, психология управления - это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
СООТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЕЙ
Психология управления в качестве предмета своего изучения имеет дело с человеком, его психикой и особенностями деятельности. Итак, предметом психологии управления являются психологические основания деятельности руководителя: психофизиологические особенности трудовой деятельности, психологические особенности переработки информации, механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга, психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем, психологические особенности принятия управленческих решений и психологические факторы управленческой деятельности в целом.
Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности, психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.
Общая же психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления - психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний [10].
Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Рассмотрим основные из них: