Психология управления: ее объект и предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:53, реферат

Краткое описание

В психологии управления, в отличие от психологии труда, например,
актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема
профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема
соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию
и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда,
объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или
социальной группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях,
когда действия каждого участника совместной деятельности заданы,
предписаны, подчинены общему порядку работ,

когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и
взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология управления.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Психология управления: ее объект и предмет 
 
В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, 
актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема 
профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема 
соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию 
и их ориентации в отношении особенностей данной организации. 
 
В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, 
объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или 
социальной группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, 
когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, 
предписаны, подчинены общему порядку работ, 
 
когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и 
взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом. 
 
Объект изучения психологии управления составляют люда, входящие в 
финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, 
деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели. 
 
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в 
известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, 
психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты 
предмета психологии управления: 
 
— социально-психологические вопросы производственных групп и 
коллективов; 
 
— психология деятельности руководителя; — психология личности 
руководителя; — психологические проблемы подбора руководящих кадров; — 
психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки 
руководящих кадров. 
 
Психологи В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления 
включают: 
 
— функционально-структурный анализ управленческой деятельности; 
 
-— социально-психологический анализ производственных и управленческих 
коллективов и взаимоотношений в них людей; 
 
— психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и 
подчиненными и другие. 
 
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии 
управления — это совокупность психических явлений и отношений в 
организации, в частности: 
 
— психологические факторы эффективной деятельности менеджеров; 
 
— психологические особенности принятия индивидуальных и групповых 
решений; — психологические проблемы лидерства; — проблемы мотивации 
поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое. 
 
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично 
входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, 
психологический климат, психология общения и т.п.), психологические 
проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой 
деятельности, например), общей психологии (психологическая теория 
деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных 
направлений психологии. 
 
Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в 
отношении представления о наиболее актуальных для организации 
психологических проблем. К их числу относят следующие: 
 
— повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) 
всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного 
общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, 
преодоление стрессов и другое; 
 
— повышение эффективности методов подготовки и переподготовки 
управленческого персонала; 
 
— поиск и активизация человеческих ресурсов организации; — оценка и 
подбор (отбор) менеджеров для нужд организации; — оценка и улучшение 
социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей 
организации. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:

  • коммуникативной - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
  • интерактивной - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);
  • перцептивной - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Рассмотрим каждую функцию в отдельности.

Коммуникативная функция общения. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:

  • КТО? (передает сообщение) – коммуникатор;
  • ЧТО? (передается) – сообщение (текст);
  • КАК? (осуществляется передача) – канал;
  • КОМУ? (направлено сообщение) – аудитория;
  • С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

  • открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
  • отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
  • закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.

Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.

Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.

Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).

Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении.

Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов:

  1. «Закрытые» - это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Доверие собеседника можно завоевать, задавая в начале контакта вопросы, требующие утверждения «да». «Закрытые» вопросы лишают другого высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.
  2. «Открытые» вопросы требуют какого-либо объяснения, задаются для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов. Они начинаются словами «Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение ...»
  3. Риторические не требуют ответа, их цель - вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы, обеспечить поддержку позиции говорящего путем молчаливого одобрения.
  4. Вопросы для обдумывания вынуждают размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.
  5. Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.

Невербальная коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.

Невербальные выражения делятся на четыре группы:

  1. 1. Экстра- и паралингвистические - различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.
  2. 2. Оптико-кинетические - это то, что человек «прочитывает» на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
  3. 3. Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
    • коммуникативные (заменяющие речь);
    • описательные (их смысл понятен только при словах);
    • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
  4. Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие - обусловлены импульсами подсознания.
  5. 4.Мимика – это движение мышц лица.

Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны - рот, губы.

Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).

Проксимика - организация пространства и времени коммуникативного процесса)

Выделяют четыре основные дистанции общения:

  1. Интимная - от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
  2. Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями.
  3. Официально-деловая или социальная - от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
  4. Публичная - более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Визуальный контакт - визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 - 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.

В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное.

Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.

Интерактивная и перцептивная функции общения.

Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

 


Информация о работе Психология управления: ее объект и предмет