Психология физического воспитания и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности..

Вложенные файлы: 1 файл

Психология физического воспитания и спорта.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Психология физического  воспитания и спорта - это та область  психологической науки, которая  изучает закономерности проявления, развития и формирования психики  человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных  людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная  деятельность весьма специфична: она  существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

В область  спортивной деятельности входят: подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие  в них, общение внутри спортивных команд или групп и управление ими требует специальных знаний и умений. Поэтому в психологии спорта выделяются такие разделы, как обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды, психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

 

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности  отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т.д.).

 

Особое  место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в  соревновательной деятельности по отдельным  видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической  деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.

 

Психология  спорта - это наука о человеке в сфере спорта.

 

Кроме понятия  психология спорта существует понятие  психология физического воспитания. Эти термины имеют самостоятельный  смысл на подобие понятия физическое воспитание и спорт.

 

Основная  задача психологии физического воспитания - помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

 

Особенности физического воспитания и спорта позволяют сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.

 

Отличительные черты.

 

1. Цель физического  воспитания - развитие и совершенствование  необходимых и достаточных физических  кондиций, психофизиологического уровня  функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.

 

Целью занятий  спортом является достижение наивысших  результатов в спортивной деятельности.

 

2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер.

 

Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.

 

3. Практически занятия по физическому  воспитанию обязательны и доступны  всем людям. Без осуществления  процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.

 

Спортивная деятельность обязательна  не для каждого человека. Спортом  занимаются увлечённые, "избранные" люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоёмка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом - это приоритет немногих.

 

4. Физическое воспитание - обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).

 

Спортивные  организации - это добровольные общественные группы, объединяющие определённый круг людей, увлечённых едиными идеями, интересами и целями.

 

Связующие черты.

 

1. Структура  деятельности, направленная на занятия  физическими упражнениями, объединяет  как физическое воспитание, так  и спорт.

 

2. И в  физическом воспитании, и в спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессу развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляции, самоконтроля и т.п.), а также психологических процессов (двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.) и свойств личности (характера, воли, способностей личностных установок, эмоций и мотивационной сферы).

 

3. Процессы  воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм  личности и поведения человека  в результате составляют единое  целое.

 

4. Достаточно схожи межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.

 

5. Как физическом  воспитании, так и в спортивной  деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.

 

Список  использованной литературы:

Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического  воспитания и спорта: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с. Подробнее.


Информация о работе Психология физического воспитания и спорта