Психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:23, реферат

Краткое описание

Целью: нашего исследования является определение психолого-педагогических условий успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка.
Задачи: 1. Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.
2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.
3. Продиагностировать уровень речевого развития.

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 28.92 Кб (Скачать файл)

План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка.

     Целью: нашего исследования является определение  психолого-педагогических условий  успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка.

     Задачи:  1. Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.

     2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.

     3. Продиагностировать  уровень речевого развития.

     Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Теоретическая база: Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  Особенности обучения детей от 3-4 лет.

    1. Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте.

Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2,5 лет малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.

Исследователи фиксируют качественный скачок в  развитии речи ребенка в период от 2,5 до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого  возрастного этапа, действительно  значительны.

Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании  ребенком речи взрослого приходилось  судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит игрушку и т. п.), то теперь, когда  активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания  и мышления начинают судить по его  высказываниям.1

Хорошо  развитое подражание и достаточный  уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у  ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает  уже 1000 — 1200 слов. На четвертом году словарь пополняется значительно  медленнее и относительно равномерно.

На третьем  году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать  друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется  умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет в активном словаре  возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения, умозаключения.

На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализ самостоятельных высказываний ребенка за 30 мин игры) составляет 25 — 28 слов у детей 2 — 2,5 лет, 70 — 80 —  у детей 2,5 — 3 лет, 110 — 115 — у детей 3 — 3,5 лет (данные Г.М. Ляминой).

На третьем  году жизни ребенка начинается важнейший  этап освоения родного языка —  овладение его грамматической структурой. Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев  подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает опять-таки во второй половине третьего года. Данные исследований свидетельствуют о том, что возраст 3 — 4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя  речи (по А.Н. Гвоздеву), весьма незначительно  отличается от возраста 2,5 — 3 года.

Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные  слова (союзы и предлоги), необходимые  для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные  предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно  не меняется.2

В период от 2,5 до 4 лет для звукопроизношения  детей характерны одни и те же особенности. В эту пору — «период усвоения звуков» (А.Н. Гвоздев) — наряду с  правильным произношением звуков наблюдаются  их искажение, пропуски, замена, смягчение. 

    1. Роль игр в развитие речи дошкольников.

Экспериментальная работа в детском саду выявила  огромный интерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым  простейшим играм с куклами и  другими игрушками.3

Было  выявлено, что наиболее эффективны занятия, которые или целиком  проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют  потребность маленького ребенка  в самостоятельности — речевой  или поведенческой (движения, действия и т. п.). С помощью игры легче  выполнить программу по ознакомлению с окружающим, воспитанию звуковой культуры речи, развитию диалогической  речи.

Вывод по первой главе: В младшем дошкольном возрасте овладение ребенком разнообразными способами действий осуществляется на основе подражания. Подчинение действий ориентирующему образцу — основа для умственного развития. Первые этические и другие представления также складываются в процессе усвоения малышом определенных образцов. В играх образцы поведения усваиваются детьми легче и прочнее. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Методики обучения.

2.1. Методика обучения  в разновозрастных  группах.

Обычно  начиная с сентября в течение  определенного отрезка времени  дети всех возрастов так или иначе проходят адаптационный период. Малыши 2 — 2,5 лет, только что пришедшие в детский сад, привыкают к новым условиям жизни, а это чрезвычайно трудно. Дети 2,5 — 3 лет начинают участвовать в обще групповых занятиях, и очень важно, чтобы они понимали задания, которые дает воспитатель, и успешно выполняли их, испытывали удовлетворение от достигнутого. Дети 3,5 — 4 лет становятся самыми старшими в группе, и им предстоит научиться быть доброжелательными по отношению к младшим товарищам, стать для них первыми помощниками.4

Особое  внимание необходимо обратить на детей 3,5 — 4 лет — старшую и ведущую  подгруппу в разновозрастном  коллективе. К январю эта подгруппа  пополняется новыми детьми. В нее  следует определять и тех младших  по возрасту дошкольников, которые  опережают в развитии своих сверстников. 
Успех совместных занятий определяется тем, насколько умело воспитатель планирует задания для детей разного возраста (2 — 2,5 лет, 3 — 4 лет, 4 — 4,5 лет), предусматривая при этом игровое и речевое взаимодействие двух и даже трех возрастных подгрупп. 

2.2. Возрастные особенности.    

Стремление  к самостоятельности формируется  у младшего дошкольника в опыте  сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.         

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском  саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке  и заботе воспитателя. В течение  дня педагог должен к каждому  ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более  общительным. Он с удовольствием  подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.5          

К концу  младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность  в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.         

Как и  в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает  воссоздающее воображение, т. е. ребенок  способен лишь воссоздать образы, почерпнутые  из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения  играет опыт и знания ребенка, его  кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных  источников, смешение реального и  сказочного. Фантастические образы, возникающие  у малыша, эмоционально насыщены и  реальны для него.         

Память  дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает  узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно  связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.         

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной  деятельности на другую. 6

Для детей  этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие  у малыша, эмоционально насыщены и  реальны для него.

Вывод по второй главе:          В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.         

В 3-4 года дети начинают усваивать правила  взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни.

     Успех социальной адаптации  аутичного ребенка, занимающегося  в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

     Не  каждого аутичного ребенка можно  вывести на уровень массовой или

вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома,

труд  специалистов работающих с ним и  родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. А.Г. Асмолов. Психология личности. Издательство//М.1990-324с.

2. А.К.  Бондаренко. Словесные игры в детском саду. Издательство//М. 1977-334с. 
3. К.Б. Бархин. Развитие речи и изучение художественных произведений.  Издательство//М.1969-289с.

4. В.В.  Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 2 до 4 лет. Издательство//М.1993-300с.

5. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Издательство//Москва. 1996-380 c.

 
 
 
 
 

 
 
 

Информация о работе Психолого-педагогические условия успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка