Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:33, доклад
Бытует мнение, что выметать сор из избы, а также вмешиваться в чужую семейную жизнь неприлично. Но что делать, если речь идет о неблагополучной семье и том влиянии, которое она оказывает на умственное, физическое, а главное - психологическое развитие ребенка? Конечно, перевоспитать родителей - задача практически невыполнимая. Но вот оказать помощь ребенку можно. Установлено, что в сравнении с детьми, живущими в нормальных семьях, дети из неблагополучных семей в 7 раз больше подвержены риску суицида, они в 3 раза чаще попадают в детский дом или аналогичные государственные учреждения, в 2–3 раза больше риск психических заболеваний, в 3 раза сильнее склонность к девиантному поведению.
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида» г. Камешково
Выступление
на районном семинаре
по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»
педагог-психолог Кошелева Е.С.
2012 г
Бытует мнение, что выметать сор
из избы, а также вмешиваться в чужую семейную
жизнь неприлично. Но что делать, если
речь идет о неблагополучной семье и том
влиянии, которое она оказывает на умственное,
физическое, а главное - психологическое
развитие ребенка? Конечно, перевоспитать
родителей - задача практически невыполнимая.
Но вот оказать помощь ребенку можно.
Установлено, что в сравнении с детьми,
живущими в нормальных семьях, дети из
неблагополучных семей в 7 раз больше подвержены
риску суицида, они в 3 раза чаще попадают
в детский дом или аналогичные государственные
учреждения, в 2–3 раза больше риск психических
заболеваний, в 3 раза сильнее склонность
к девиантному поведению.
Неблагополучие
в семье практически всегда ведет
к нарушениям психического развития ребенка, и даже не столько
в интеллектуальном плане, сколько с точки
зрения дисгармонии созревания эмоционально-волевой
сферы.
Влияние неблагополучных
семей на развитие детей.
Наибольшую опасность по своему негативному
воздействию на детей представляют криминально-аморальные
семьи. Жизнь детей в таких семьях зачастую
находится под угрозой из-за жестокого
обращения, пьяных дебошей, сексуальной
распущенности родителей, отсутствия
элементарной заботы. Эти дети - так называемые
социальные сироты (сироты при живых родителях),
их воспитание должно быть возложено на
государственно-общественное попечение.
В противном случае ребенка ждет раннее
бродяжничество, побеги из дома, полная
социальная незащищенность как от жестокого
обращения в семье, так и от криминализирующего
влияния преступных образований.
Совместная жизнь с больным алкоголизмом
приводит к серьезным психическим нарушениям
у других членов семьи, иными словами -
к созависимости. Она возникает в ответ
на затянувшуюся стрессовую ситуацию
в семье и приводит к страданиям всех ее
членов. Особенно в этом плане уязвимы
дети ввиду неокрепшей психики и отсутствия
необходимого жизненного опыта. Царящая
в доме дисгармония, ссоры и скандалы,
непредсказуемость и отсутствие безопасности,
а также отчужденное поведение родителей
глубоко травмируют детскую душу, и эта
морально-психологическая травма зачастую
накладывает глубокий отпечаток на всю
дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления
детей из "алкогольных" семей заключаются
в том, что:
В школе-интернате с детьми из неблагополучных семей ведется коррекционно-реабилитационная работа. Прежде всего – это изучение психологических особенностей младших школьников. Исследование проводится на основе следующих психодиагностических методик
(авторы О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, И.В. Чирков).
С.Г. Якобсон) «Какой я».
Анализ
результатов позволил выделить следующие
психологические особенности младших
школьников из неблагополучных семей:
1. Высокий уровень агрессии по всем показателям.
Для таких детей характерно стремление
преувеличивать агрессивность своих сверстников
и соответственно отвечать на кажущуюся
враждебность агрессивными действиями.
Дети с высоким уровнем реактивной агрессии
легко впадают в гнев и совершают ответное
нападение, когда детей дразнят или им
угрожают. Они практически всегда утверждают,
что в ссоре или драке виноваты другие.
Когда сверстник случайно причиняет боль
ребенку (например, наталкивается на него),
он предполагает, что сверстник сделал
это намеренно, и поэтому чрезмерно сердито
реагирует, затевает драку. Дети с высоким
уровнем агрессии угрожают другим или
запугивают их с тем, чтобы добиться своей
цели.
Часто используют прямую агрессию. Выбирают
для своих агрессивных действий одну постоянную
жертву - более слабого сверстника, который
не способен ответить тем же.
2. Высокий уровень школьной тревожности.
Дети переживают социальный стресс, фрустрацию
потребности в достижении успеха, у них
имеется страх самовыражения, боязнь ситуаций
проверки знаний, страх не соответствовать
ожиданиям, проблемы и страхи в отношениях
с учителями.
3. Высокий уровень личностной тревожности.
Это становится причиной отсутствия уверенности
в своих возможностях в общении, формирует
конфликтные отношения. Большинство ситуаций
обыденной жизни дети интерпретируют
как угрожающие, несущие опасность, без
видимых на то причин.
4. Заниженная самооценка. У таких детей
отмечается низкий уровень притязаний,
неуверенность в себе и страх неудач -
им проще не делать, не рисковать, чтобы
потом не переживать провал. Поэтому они
чаще выбирают легкие задачи, как бы берегут
свой успех, в силу этого боятся самой
учебной деятельности.
С целью снижения уровня общей и школьной тревожности учащихся была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа для младших школьников из неблагополучных семей.
Задачи:
Занятия проводятся
1 раз в неделю. Продолжительность
занятия: 30 минут.
Количество человек в группе –12. В качестве
основы при разработке программы использовались
элементы группового психологического тренинга,
который служит методом преднамеренных
изменений человека, направленных на его
личностное и профессиональное развитие
через приобретение, анализ и переоценку
им собственного жизненного опыта в процессе
группового взаимодействия.
II.Также была сформирована проблемная группа для занятий по программе «Тренинг общения». В группу вошли подростки с повышенным уровнем тревожности и неадекватной самооценкой.
Основные цели тренинга общения для подростков – помочь ребенку в осознании универсального характера его трудностей, их распространенности и «нормальности», помочь в преодолении внутренних барьеров, освоении адекватных способов самовыражения, формировании адекватной самооценки.
Эти основные цели реализуются при разработке программы тренинга посредством постановки конкретных задач:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 40 минут. Количество человек в группе –12
Отбор проводился с использованием следующих диагностических методик:
III. Организован психологический кружок «Познай себя» для учащихся 8-го и 9-х классов.
Цель кружка: создание условий для развития возможностей подростков познать себя. Задачи: коррекция самооценки через развитие умения правильно, по объективным критериям, оценивать свой успех и неудачу;
поведения через развитие адекватного отношения к себе и другому,
формирование умения
взаимодействовать с
IV. С учащимися среднего звена проводятся циклы тренинговых занятий с целью развития коммуникативных навыков и коррекции поведения.
V. С целью создания психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к школьной системе были разработаны программы адаптационных занятий для учащихся 2 класса «Введение в школьную жизнь» и для пятиклассников «Здравствуй, 5 класс!».
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»