Психолого-педагогическое сопровождение личности в профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:54, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, поэтому профессиональное становление - это процесс, пронизывающий всю жизнь человека. Каждый человек имеет свой сценарий профессионального становления. Для одного профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 23.61 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогическое сопровождение личности в профессии

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни  каждого человека, поэтому профессиональное становление - это процесс, пронизывающий  всю жизнь человека. Каждый человек  имеет свой сценарий профессионального  становления. Для одного профессия  определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для  другого служит фоном, средством  удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни  затрудняет ее полноценное сопровождение.

Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение  профессионального становления - это  движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.

Кто же осуществляет это  сопровождение? Профессиональный путь - длинная дорога. Начинается она  в детстве и заканчивается в пожилом  возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это  родители, учителя, коллеги, руководители и др. Однако компетентное и продуктивное психологическое сопровождение  должен осуществлять специально подготовленный человек - психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры, сформировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале, получить знания о мире профессий, ознакомиться со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения  профессии. Говоря о психологическом  сопровождении профессионального  становления, мы не можем отрицать роли учителя в сопровождении и формировании личности учащегося. Педагогическое сопровождение  реализуется посредством функций  воспитания, обучения и образования. Это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих ученику понять возникающую жизненную  ситуацию и обеспечивающую его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Мы под педагогическим сопровождением понимаем создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом  развития оптимальных решений в различных  ситуациях жизненного выбора и обладающего  такими характеристиками, как непрерывность, комплексный характер и опосредованность оказываемой помощи.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение - это целостный процесс  изучения, формирования, развития и коррекции  профессионального становления  личности.

Как известно, профессиональная ориентация является сложной системой мероприятий по ознакомлению учащихся с миром профессий. Профессиональная ориентация способствует в дальнейшем выбору профессиональной деятельности в соответствии с собственными индивидуальными способностями и склонностями.

Чтобы стать профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профиля обучения, а в дальнейшем выбора профессии необходима психологическая  помощь, психологическое сопровождение. Сам выбор профессии здесь  мы рассматриваем как поиск соответствия между требованиями профессий и индивидуальностью.

Выделяются приоритетные направления творческого поиска работы с подростками на пути выбора профиля обучения и профессии:

1. Помощь самоопределяющемуся  подростку в адаптации к реальным  социально-экономическим условиям  рынка. Выпускнику школы надо  предложить наиболее оптимальный  вариант нахождения своего места  в обществе. Однако и при таком  приоритете перспективной представляется  идея «опережающей профконсультации», то есть ориентация не только на то, что есть сейчас, но и с учетом возможных будущих изменений в обществе.

2. Формирование способности  самостоятельно ориентироваться  в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь  в конкретном выборе, а формирование  самой способности совершать  разные профессиональные и жизненные  выборы. Важно при том ориентировать  учащегося на возможное позитивное  изменение ситуации (формирование  «социального оптимизма»). В идеале  это формирование стремления  вносить свой позитивный вклад  в улучшение ситуации (формирование  «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом  по отношению к себе (идея своей  «миссии», своего предназначения  в этом мире). Но действенный  социальный оптимизм и вера в свое  предназначение обязательно должны  сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

3. Формирование ценностно-смыслового  ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь - построение системы  (иерархии) ценностей и смыслов  вокруг чего-то самого важного  для данного человека. Именно  построение такой иерархии смыслов  станет важнейшим условием отличения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности, т. е. условием совершения достойного внутреннего компромисса .

4. Подготовка самоопределяющегося  человека к достойному поведению  в ситуациях ненормативного жизненного  и профессионального кризиса. Сам  кризис понимается как условие  личностного роста (как своеобразный  «шанс» стать лучше). Традиционно  выделяют нормативные и ненормативные  кризисы. Нормативные кризисы  - это кризисы, через которые  проходят большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативные кризисы - это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.).

Сама реализация кризиса  как «шанса» может рассматриваться  трояко:

1) как реализация чего-то  неизбежного, почти предопределенного  («шанс нормативный»);

2) как реализация незапланированной  жизненной сложности (проблема  готовности к «сюрпризам жизни»);

3) как самостоятельное  усложнение для себя жизненной  ситуации, т.е. не столько «ожидание  шанса» или «реагирование» на  него, сколько «создание шанса» (более  творческая позиция для неугомонных,  ищущих людей) 

Для педагога-психолога в школе  важно в момент жизненного испытания  обеспечить переход учащегося на более высокий уровень самоопределения  и личностного развития (то есть научить  его «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой, какими психолого-педагогическими  средствами все это обеспечить?

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

- дальнейшая теоретическая  проработка проблемных направлений  развития профориентационной помощи;

- постепенная разработка  новых (приоритетных) методик;

- постепенное включение  новых методик в контексте традиционных форм и методов профессионального самоопределения;

- постоянная корректировка  этих методов в зависимости от  изменения ситуации.

Психологическое сопровождение  выбора профессии должно строиться  на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных  для психологии развития является категория  возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Психологическая работа призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

Особое значение в Концепции  профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся. Основной идеей предпрофильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора профиля дальнейшего обучения, и очевидно, что ученик к такому выбору должен быть психологически подготовлен. Однако отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов, а в будущем профессии.

В связи с этим, задачами психолого-педагогического сопровождения  предпрофильного обучения становится помощь учащимся в выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии. Для достижения этой цели необходимо в ходе предпрофильного обучения:

1) актуализировать процесс  профессионального самоопределения  учащихся благодаря получению  знаний о себе и о мире профессий;

2) обеспечить психологическую  помощь и поддержку в социальной  и профессиональной адаптации посредством  повышения уровня психологической  компетенции учащихся;

3) способствовать формированию  адекватной самооценки учащихся  и повышению профессиональной направленности  их учебных интересов.

В соответствии с выше сказанным  выделяются основные направления работы реализуемые в рамках предпрофильного и профильного сопровождения:

 

 Психологическая диагностика  направлена, в первую очередь, на выявление  уровня сформированности представлений лицеистов об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; определяет характер ожиданий учащимися помощи и поддержки в самоопределении. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

 Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей  и учителей-предметников знакомят с основными  задачами и трудностями профессионального  определения, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально  или на родительских собраниях.

 Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию  содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы  по результатам анализа психолого-педагогического  статуса учеников.

 Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

 Коррекционно-развивающая  работа проводится с учащимися, испытывающими  трудности в профессиональном самоопределении. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микро группах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у учащихся на этапе  диагностики.

 Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психолого-педагогической помощи, деятельности по предпрофильной, профильной подготовки учащихся, готовности подростка к профессиональной карьере, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Организация поэтапного сопровождения  позволяет реализовать единство 4-х функций:

  •  диагностики возникшей проблемы (выбор профиля обучения и будущей профессии);
  •  информации о путях возможного ее решения (информационное направление предпрофильного обучения);
  •  консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы (консультативное направление в работе педагога-психолога);
  •  психологической помощи при реализации планов.

В концептуальной основе сопровождения  заложены принципы уникальности личности, приоритета личностного развития, когда  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка, непрерывности, автономности и мультидисциплинарности, позволяющей осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (педагогов-предметников, классных руководителей, педагога-психолога и др. специалистов).

Таким образом, технология «сопровождения»  выбрана не случайно: на наш взгляд, среди других подходов к деятельности школьного психолога работа в парадигме  сопровождения наиболее эффективна и экологична, экономична с точки зрения временных затрат.

Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня профессионального  самоопределения учащихся, а также  сформированности психологических свойств и умений, необходимых для успешного саморазвития и дальнейшего самоопределения.

Основные задачи психодиагностической работы

- мотивационная (заинтересовать  подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения  себя и своих особенностей для  дальнейшего саморазвития);

- информационно-справочная (дать необходимые знания об индивидуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);

- собственно диагностическая (направлена на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик);

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение личности в профессии