Психопрофилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:10, реферат

Краткое описание

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Вложенные файлы: 1 файл

Психокоррекция..docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

Психоана́лиз

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[2]).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения[3][4][5], вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой[6][7][8][9][10][11], однако он довольно часто практикуется в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция[12][13]. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

 

 

 

 

 

 

Аналитическая психология  Карла Густава Юнга

(1875-1961)

 

Швейцарский психиатр и психолог. Собственные особые взгляды и методы стали зарождаться с 1910-1912 г.

К.Г. Юнг выступил против постулата 3. Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.

Юнг оспаривал позицию Фрейда, выводившего бессознательное из сознания (путем вытеснения из сознания неприемлемых для него влечений и травмирующих переживаний). Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала с очевидностью не осознается и осознание возникает из неосознанного состояния. Бессознательное аккумулирует и перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, лишь незначительная часть этой информации доходит до сознания (только то, что сознание готово принять).

Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психического бессознательного. Бессознательная сфера психического не поддается прямому наблюдению и проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:

1. Познаваемый материал сугубо личного происхождения.

Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое, формирующихся в течении жизни индивида. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.

2. Класс содержаний, не имеющих индивидуального проис-" хождения - коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу,  воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами (буквально: «первичные модели»). Слово «архетип» происходит от греческого apxexvnov (ар%г|- начало и тояо^ - образ). В позднеантичной философии (Филон Александрийский, около 25 лет до н.э. - около 50 лет н.э.) это слово означало прообраз, идею.

Юнг предлагает три метода для достижения сферы бессознательного:

1. Ассоциативный эксперимент, тест словестных ассоциаций. Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова-стимулы первым пришедшим в голову словом-ответом. При

121

этом фиксируется время реакции. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нарушение реакции рассматривается как «индикатор комплекса». Комплекс - неосознаваемое образование, группа психических процессов, объединенная единым аффектом, обусловливающая структуру и направленность сознания. Комплексы имеют тенденцию образовывать как бы  «отдельную маленькую личность». Бессознательное состоит из некоторого неизвестного числа комплексов.

2. Анализ сновидений осуществляется с целью выяснить, «что бессознательное делает с комплексами». Юнг видел в сновидении сигнал, что «индивид отклонился от собственного пути». Важным условием анализа является согласие клиента с толкованием, что говорит о том, что послание бессознательного дошло до сознания. В сновидении бессознательное пытается послать сознанию некоторую информацию, приноравливаясь к способности сознания ее воспринять. Необходимым условием анализа сновидений, по Юнгу, является предварительный анализ реальной жизненной ситуации клиента, ибо именно реалии этой ситуации побуждают бессознательное посылать сознанию послания в виде снов. Естественно, что далеко не все сны имеют такой важный для человека характер. Анализировать следует те сны, которые сознание особенно отметило - которые запомнились, поразили, не выходят из головы, часто повторяются.

3. «Активное воображение» - термин Юнга, обозначающий процесс сознательного наблюдения и реакции на образы и символы бессознательного. Процесс этот можно описать как «сознательное сновидение» (conscious dreaming). Во многих отношениях совпадает с определенными формами медитации.

Содержания коллективного бессознательного, по Юнгу, несут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жизни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. Сознание, письменность, передача опыта от поколения к поколению были неразвиты. Условием выживания племени, сохранения потомства была готовность взрослых особей к самопожертвованию во имя интересов племени. Требования этого периода существования человечества отражаются в поведении и современных людей. Юнг очень настороженно относился ко всем проявлениям одержимости, экстаза, упоения, воинственной нетерпимости по отношению к представителям других групп. Такое поведение в современных условиях зачастую толкает человека к гибели, не принося пользы никому. С этими явлениями Юнг связывал появление фашизма в Германии.

Со временем в первобытных ордах стали появляться люди, наделенные сознанием. Это было полезно для племени: передавался и накапливался опыт, текущие задачи решались не только с помощью отваги и самопожертвования, но и мастерства, анализа ситуации, размышления. Жизнь людей, наделенных высоким уровнем развития сознания, представляла ценность. Отсюда стали возникать идеи ценности личности, свободы личности, индивидуальной ответственности, границ личности, ценности человеческой жизни.

В современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами - коллективными или индивидуальными формами жизни. Сознание человека тоже выросло в свое время из бессознательного. Одна часть нашего бессознательного старается помогать сознанию, другая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к состоянию члена первобытной орды. Трезвый анализ человеком того, что с ним происходит, интеграция всех противоборствующих в психике сил с учетом реалий контекста, в котором человек живет, приводит человека к гармоничному и эффективному функционированию, субъективному ощущению благополучия.

 

 

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

(1870-1937)

 

А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Валено, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.

Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности — навязчивую тенденцию преувеличивать  свои  физические  или  интеллектуальные  способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).

Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:

1)  управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);

2)  берущий (не очень высокая  активность, низкий социальный интерес);

3)  избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);

4)  социально-полезный тип (высокая  активность сочетается с высоким социальным интересом).

Цели работы с клиентом

            1.  Снижение чувства неполноценности.

2.  Развитие социального интереса.

3.  Коррекция целей и мотивов  с перспективой изменения стиля  жизни, учитывая первые две цели.

Этапы работы с клиентом [Осипова, 2000, с. 43—47].

            I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание.

II. Анализ личностной динамики

1.   Цели жизни:

  • В чем Вы видите свое предназначение?
  • Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь?

2.   Анализ семейного  созвездия:

  • Как Ваш отец относился к детям?
  • Кто был любимым ребенком в семье?
  • В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?
  • Каким ребенком Вы были?

3.   Анализ ранних  воспоминаний:

  • Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений.
  • Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни.

 

Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют:

    • доминирующую тему;
    • повторяющуюся реакцию;
    • позицию (участник - наблюдатель);
    • одиночество или включенность в группу;
    • центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

 

4.  Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.

5.  Приоритеты, приоритетные  ценности: комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым.

 

Клиента просят рассказать о своем обычном дне:

  • что он делает;
  • как он себя при этом чувствует;

131

  • что он думает;
  • чего избегает под любым предлогом;
  • какие чувства вызывает у других.

 

Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его!                                                                       

 

6. Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:

  • гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
  • неосуществимые цели- «Я хочу нравиться всем»;
  • ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»;
  • отрицание собственной основополагающей ценности — «Я конченый человек»;
  • мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».

 

 

III.   Подбадривание - признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

 

IV.   Поощрение инсайта (озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию.

Информация о работе Психопрофилактика