Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:12, реферат

Краткое описание

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Вложенные файлы: 1 файл

Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону..docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону.

 Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни. 1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует орально... Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.

1. Младенчество: базальное доверие  / базальное недоверие. Первая  психосоциальная стадия — от  рождения до конца первого  года — соответствует оральной  стадии, по Фрейду. В этот период  закладываются основы здоровой  личности в виде общего чувства  доверия, «уверенности», «внутренней  определенности». Главным условием  выработки чувства доверия к  людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

 Младенец со сложившимся  чувством базового доверия воспринимает  свое окружение как надежное  и предсказуемое; он может переносить  отсутствие матери без чрезмерного  страдания и тревоги по поводу  «отделения» от нее. Чувство  недоверия, страха, подозрительности  появляется, если мать ненадежна,  несостоятельна, отвергает ребенка;  оно может усилиться тогда,  когда ребенок перестает быть  для матери центром ее жизни,  когда она возвращается к тем  занятиям, которые оставила на  время (скажем, возобновляет прерванную  карьеру или рожает следующего  ребенка). Способы обучения доверию  или подозрительности в разных  культурах не совпадают, но  универсален сам принцип: человек  доверяет социуму, исходя из  меры доверия к матери.

 Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

 Надежда (оптимизм в отношении  своего культурного пространства) — это первое положительное  качество Эго, приобретаемое в  результате успешного разрешения  конфликта «доверие — недоверие».

2. Раннее детство: автономия  / стыд и сомнение. Этот период  продолжается от одного до  трех лет и соответствует анальной  стадии, по Фрейду. Биологическое  созревание создает основу для  появления новых возможностей  самостоятельного действия ребенка  в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться,  одеваться, есть). С точки зрения  Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

 Разумная дозволенность способствует  становлению автономии ребенка.  В случае постоянной чрезмерной  опеки или же, напротив, когда  родители ожидают от ребенка  слишком многого, того, что лежит  за пределами его возможностей, у него возникает переживание  стыда, сомнение и неуверенность  в себе, приниженность, слабоволие.

 Таким образом, при удачном  разрешении конфликта Эго включает  в себя волю, самоконтроль, а при  негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом  этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры  добра и зла, хорошего и плохого,  разрешенного и запрещенного, красивого  и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который  Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

 Складывается драматическая  (игровая) составляющая ритуала,  с помощью которой ребенок  воссоздает, исправляет и научается  предвосхищать события. Инициативность  связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением  «атаковать» задачу, испытывая радость  от самостоятельного движения  и действия. На этой стадии  ребенок легко идентифицирует  себя со значимыми людьми (не  только с родителями), с готовностью  поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

 Родители, поощряя энергичные  и самостоятельные начинания  ребенка, признавая его права  на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости,  развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у  них слишком сильное чувство  вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем  мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный  период соответствует латентному  периоду в теории Фрейда. Соперничество  с родителем своего пола уже  преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет  выход ребенка за пределы семьи  и начинается систематическое  обучение, в том числе приобщение  к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

 Термин «трудолюбие», «вкус  к работе» отражает основную  тему данного периода, дети  в это время поглощены тем,  что стремятся узнать, что из  чего получается и как оно  действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

 Обучаясь в школе, дети  приобщаются к правилам осознанной  дисциплины, активного участия. Связанный  со школьными порядками ритуал  — совершенство исполнения. Опасность  этого периода состоит в появлении  чувства неполноценности, или  некомпетентности, сомнения в своих  способностях или в статусе  среди сверстников.

5. Юность: эго - идентичность / ролевое  смешение. Юность, пятая стадия в  схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

 Осуществляется стихийный поиск  новых ответов на важные вопросы:  «Кто я? », «Куда я иду?»,  «Кем я хочу стать?». Задача  подростка состоит в том, чтобы  собрать воедино все имеющиеся  к этому времени знания о  самих себе (какие они сыновья  или дочери, студенты, спортсмены, музыканты  и т.д.) и создать единый образ  себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

 Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется  идеологический аспект. Согласно  Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

 Резкие социальные, политические  и технологические изменения,  неудовлетворенность общепринятыми  социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

 Причиной этого может быть  и чрезмерная идентификация с  популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

 Положительное качество, связанное  с успешным выходом из кризиса  периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой  выбор, найти свой путь в  жизни и оставаться верным  взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и  придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная  стадия продолжается от поздней  юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное  начало взрослой жизни. В целом  это период получения профессии  («устройства»), ухаживания, раннего  брака, начала самостоятельной  семейной жизни.

 Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

 Главная опасность на этой  психосоциальной стадии заключается  в излишней поглощенности собой  или в избегании межличностных  отношений. Неспособность устанавливать  спокойные и доверительные личные  отношения ведет к чувству  одиночества, социального вакуума  и изоляции.

 Положительное качество, которое  связано с нормальным выходом  из кризиса «интимность / изоляция»,  — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на  средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор  между продуктивностью и инертностъю. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

 Если у взрослых людей  способность к продуктивной деятельности  настолько выражена, что преобладает  над инертностью, то проявляется  положительное качество данной  стадии — забота.

 Те взрослые люди, кому не  удается стать продуктивными,  постепенно переходят в состояние  поглощенности собой, когда основной  предмет заботы — их собственные,  личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни  о ком и ни о чем, они  лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается  функционирование личности как  деятельного члена общества, жизнь  превращается в удовлетворение  собственных нужд, обедняются межличностные  отношения. Это явление — «кризис  старшего возраста» — выражается  в чувстве безнадежности, бессмысленности  жизни. 

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает  жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

 По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».

 Чувство интеграции Эго основывается  на способности человека оглядеть  всю свою прошлую жизнь (включая  брак, детей и внуков, карьеру,  достижения, социальные отношения)  и смиренно, но твердо сказать  себе: «Я доволен». Неотвратимость  смерти больше не страшит, поскольку  такие люди видят продолжение  себя или в потомках, или в  творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

Информация о работе Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону