Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:15, контрольная работа
Цель тренинга: осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям.
Министерство науки и образования РФ
ФГАОУ ВПО «Российский
государственный
Институт психологии
по курсу “Психотехнологии развития личности”
Тренинг «Осознание личностных особенностей»
Теоретические положения, которые легли в основу разработанной тренинговой программы
В качестве базовых тренинговых методик были использованы техники и приемы, применяемые– в гештальттерапии,
Основной задачей тренинга является развитие всех подструктур профессионального самосознания:
-когнитивной (уточнение,
конкретизация и расширение
-эффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов)
-поведенческой (закрепление
собственной Я-концепции в
Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятии
Возможны два подхода: организация "сборных" групп, в которых участвуют специалисты из разных учреждений и организаций (лица, обратившиеся за психологической или психотерапевтической помощью и не знакомые друг с другом), или набор участников из одного коллектива, например, из одной школы.
Сами занятия лучше всего проводить в специально подготовленных помещениях.
Программа рассчитана на 9 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее сложных моментов в овладении коммуникативными навыками, на которые следует обратить внимание консультанту.
Цель тренинга: осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям.
Построение программы
В основе программы лежит
принцип поэтапности развития группы
и постепенности в более
Фазы тренинга
Вводная фаза на данной стадии осуществляется ознакомление участников с правилами, целями и задачами тренинга. Происходит знакомство участников группы с друг другом и ведущим.
Фаза контакта - создание в группе благоприятного психологического климата, снижение ситуаций тревожности, принятие групповых норм и правил. Активизируются способности к рефлексии. Для создание атмосферы открытости и доброжелательности, увеличения степени контакта между участниками предлагаются групповые игры и упражнения.
Фаза лабилизации – на данном этапе формируется активный рабочий настрой участников тренинга. Осознаются трудности в установлении контактов с позиции занимаемых ролей во взаимодействии
Фаза обучения — проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения.
Заключительная фаза — рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.
Вводная фаза
Занятие 1.
Знакомство
Информирование (от лица ведущего)
Несколько лет назад, остановив свой выбор на учительской профессии, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Этот мир — как космос, но расположен он более во времени, чем в пространстве. Как и космос, он всегда близок и далек, и тот, кто смел, мудр, удачлив, да будет вхож в него!
На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Я не буду давать вам рецепты, как правильно себя вести или решать конфликтные ситуации. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы. Мы будем решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.
Знакомство
Можно использовать несколько вариантов или один.
Упражнение «Знакомство»
Ведущий. В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться круг к другу по этим именам.
У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.
После окончания представлений попросите вспомнить своеобразие друг друга. Для этого предложите каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и так далее, пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.
1 упражнение. Все сидят в круге. Под два хлопка ладонями всей группой каждый произносит свое имя, пока не представится последний участник. Дальше — каждый выбирает себе название животного. Два хлопка ладонями — свое имя, два хлопка по коленям — название животного. Следующий круг можно усложнить при переходе хода: хлопки ладонями — свое имя, хлопки по коленям — имя того, кому хочешь передать ход. Аналогично можно поступить и с названиями животных.
2 упражнение. Каждому участнику вручается карточка с написанным на ней названием животного. Карточки должны быть парными. Участники с помощью мимики и жестов изображают свое животное, объединяясь в пары. После того как такие пары будут образованы, каждая удаляется в разные места комнаты, и в течение 10–15 минут два человека, составившие пару, проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. Участники имеют право задать любые вопросы.
3 упражнение. К одежде участника прикалывается карточка с нарисованным на ней автопортретом, обозначением имени. В течение 15 минут участники тренинга двигаются по комнате под музыку, останавливаясь друг возле друга. После этого все усаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.
Игра в первое впечатление. До того момента, как участник начал представляться, группа высказывается о том, какое впечатление произвел на них этот человек.
Игра в ассоциации: «Кого или что мне напоминает этот человек?»
Участник называет свое имя и качество, которое лучше всего его характеризует. Следующий участник — имя и качество предыдущего, свое имя и качество, и так далее. Последний должен повторить имена и качества всей группы.
Примечания для ведущего.
1. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Желательно задать следующие вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Вам трудно быть в центре внимания?», «От чего зависит ваше общение друг с другом в группе?»
2. Особое внимание необходимо уделить тем членам группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие общение в группе. По отношению к таким ведущий использует поддерживающий стиль, не торопит в высказывании мнений.
Рефлексия «здесь и теперь»
Эту процедуру следует проводить в начале и в конце каждой встречи.
Предложить каждому участнику выразить свое представление о том, что происходит с ним и в группе.
Оценить степень своей усталости, активности и интереса к происходящему. Можно использовать семибальную шкалу..
Проективный рисунок
Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести и на последнем занятии, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.
Фаза контакта
Занятие 2
Цель занятия. Создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами обучения, продумать и принять правила работы группы.
На данном этапе обсуждаются правила и принципы работы группы. Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания их участниками тренинга будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.
Упражнение «мое настроение»
Участникам предлагается сесть в большой круг и очереди рассказать о своем настроении, называя при этом свое имя, причем то которое ему хочется. Настроение, эмоциональное состояние предлагается выразить путем сравнения с погодными, климатическими явлениями и др.
Игра «Запомни внешность»
Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 4-15 человек.
Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.
Например: сколько пуговиц у твоего напарника на кофте?
какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»
Ведущий. Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его «психологический портрет». Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему.
Затем написавший выступает
со своей информацией перед
Те, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.
Фаза лабилизации
Занятие 3.4,5.
Цель занятия – закрепить
тренинговый стиль общения, продолжить
самораскрытие и осознание
Упражнение «Я тебя помню»
Ведущий. Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека.
Пример такого приветствия: «Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним.
Участники сидят в круге. Каждый обращается к конкретному человеку, например, к сидящему справа. Следует обратить особое внимание на то, какими словами участник приветствует своего партнера, на его манеру устанавливать контакт. Целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные обучающимися. Тренер должен продемонстрировать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт.