Психофизиологическая характеристика младенца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Период новорожденности длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом. Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

Содержание

Введение
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 43.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                      Контрольная работа по дисциплине:

         «Психология развития и возрастная психология».

 На  тему: «Психофизиологическая характеристика  младенца».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Младенчество - период, когда ребенок  развивается в физическом, психическом  и социальном плане чрезвычайно  быстро, проходя за короткое время  колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций  до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

В этой работе будут рассмотрены  такие процессы, как, развитие психических процессов и поведение ребенка на первом году жизни, развитие рефлекторной деятельности, вкусовой и обонятельной чувствительности, созревание мозга, физическое развитие и  психическое развитие.

I. Новорожденность.

 

Период  новорожденности  длится от  момента рождения примерно до конца первого месяца  жизни.  В момент  родов ребенок физически  отделяется  от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом. Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

1. Безусловные рефлексы.

Сосательный рефлекс. Если прикоснуться к губам и языку  новорожденного или поместить указательный палец ему в рот, младенец начнет совершать ритмичные сосательные движения.

Рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь новорожденный открывает ротик.

Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение  ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета. Этот рефлекс у малышей настолько  силен, что они могут удерживать собственный вес!

Хоботковый рефлекс. В  ответ на постукивание пальцем по верхней губе происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного: губы складываются в своеобразный "хоботок".

Рефлекс опоры. Вертикально  поднятый новорожденный разгибает  ноги и плотно всей стопой упирается  о поверхность стола.

Рефлекс автоматической походки. При легком наклоне тела вперед и  опоре на стопы новорожденный начинает шагать.

Защитный рефлекс. Новорожденный, уложенный на живот, сейчас же поворачивает голову и пытается ее поднять.

Рефлекс Бабинского. При  раздражении подошвы малыш отводит большой палец.

Нижний хватательный рефлекс. При надавливании на переднюю часть подошвы новорожденного возникает тоническое сгибание пальцев ног.

Наличие безусловных  рефлексов  свидетельствует  о зрелости цнс  новорожденного, однако  на протяжении первого  года жизни  большинство  из них  угасает. При этом  существует  четкая  связь  между созреванием  мозга и исчезновением большинства из этих  простейших  рефлексов. Причина в том,  что многие  из  них контролируются подкорковыми  структурами, в первую  очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

 2. Вкусовая  и обонятельная  чувствительность.

Уже к моменту рождения у ребенка  достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети ярко реагируют на введение им в  рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок уже способен отличить молоко матери от подслащенной воды, а последнюю — от простой воды.

С момента рождения у ребенка  уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок  по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мама, или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах.

 

3. Двигательная активность.

Моторика младенца с рождения имеет  довольно сложную организацию. Она включает в себя  довольно  много механизмов, предназначенных  для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

4.  Зрительная  чувствительность.

У новорожденного имеется способность  зрительного  слежения за движущимися  объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах  дети, в первые дни их жизни, инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого  льется свет. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.

5. Созревание мозга.

Онтогенез — созревание головного  мозга как многоуровневой, неравномерно созревающей структуры. Во внутриутробном периоде одновременно с закладкой  и развитием основных жизненно важных органов первыми начинают формироваться  отделы мозга, где расположены нервные  центры, обеспечивающие их функционирование (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу  внутриутробного периода у человека определенной степени зрелости достигают  первичные проекционные поля коры больших  полушарий. К моменту рождения уровень  зрелости структур мозга позволяет  осуществлять как жизненно важные функции (дыхание, сосание и др.), так и  простейшие реакции на внешние воздействия  — принцип минимального и достаточного обеспечения функций (П.К. Анохин). Созревание структур мозга в пренатальном периоде  обеспечивает нормальное индивидуальное развитие, его нарушения приводят к ближайшим и отдаленным неблагоприятным  последствиям, проявляющимся в нервно-психическом  статусе и поведении ребенка. В постнатальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенности  его высших отделов — коры больших  полушарий.

Количество  нервных клеток в  коре головного  мозга у новорожденного почти, такое   как у взрослого человека, однако, эти клетки еще незрелые, а связи между ними  слабые. Созревание мозга и организма ребенка,  их превращение в мозг и организм  взрослого происходят в течение нескольких лет  после рождения,  и заканчивается только  с поступлением  в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных воздействий и впечатлений, которые получает  ребенок от окружающей среды.

Проверенные исследования обнаружили, что  в мозге ребенка, с  момента, рождения которого  еще не прошло  полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

6. Цикл  бодрствования.

Около 80% времени новорожденный  проводит во сне. Главнейшая особенность  сна новорожденного — его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются с вкрапленными в них островками бодрствования. Самый сон недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому часто у новорожденного наблюдается среднее состояние  между бодрствованием и сном, ближе  всего напоминающее состояние дремоты. Несмотря на большую длительность сна, оказывается, по наблюдениям Ш. Бюлер  и Г. Гетцер, что периоды его  весьма коротки; беспрерывный сон в  продолжении 9 — 10 часов наступает  лишь с 7-го месяца. Среднее число  периодов сна в первой четверти первого  года равняется 12.

Самое замечательное отличие сна  новорожденного — его беспокойный, прерывистый и поверхностный  характер. Новорожденный во сне производит много импульсивных движений, иногда даже ест не просыпаясь. Это опять  указывает на то, что его сон  недостаточно дифференцирован от бодрствования. Новорожденный способен засыпать с  полуоткрытыми глазами и обратно  — бодрствуя он часто лежит  с закрытыми глазами, находясь в  состоянии дремоты. По данным Д. Канестрини, кривая мозгового пульса новорожденного не обнаруживает отчетливой границы  между сном и бодрствованием.

Таким образом, общее жизненное  состояние новорожденного может  быть охарактеризовано как среднее  дремотное состояние, из которого постепенно и на краткие сроки выделяется состояние сна и бодрствования. Поэтому многие авторы, как Ж. Лермит и другие, приходят к заключению, что в первые дни внеутробного существования ребенок как бы продолжает утробную жизнь и сохраняет  ее психические черты. Если к этому  присоединить тот факт, что ребенок  сохраняет эмбриональную позу как  во время сна, так часто и во время бодрствования, промежуточный  характер его жизнедеятельности  станет совершенно ясен. Излюбленным  положением ребенка во время сна  остается эмбриональное. То же положение ребенок занимает и в спокойном состоянии бодрствования. Лишь у 4-месячных детей можно наблюдать во время сна другое положение.

7. Слуховое и  зрительное сосредоточение.

В первые дни после рождения ребенок  не реагирует на звуки, даже очень  громкие. Это объясняется тем, что  слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается  лишь через несколько дней после  рождения. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного  возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий  крик. Чувствительность к звуку у  новорожденного ребенка очень низкая, но постепенно в первые недели его  жизни она возрастает. Через два-три  месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивая  голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые  дети начинают реагировать на пение  и музыку улыбкой, общим оживлением.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон мамы действует на ребенка успокаивающе.

Немного позже ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону  речи и общий звуковой рисунок  слов. Однако различение звуков речи наступает  только к концу первого года жизни  малыша. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала  у ребенка возникает способность  различать гласные, а спустя некоторое  время он начинает различать и  согласные.

Наиболее медленно у ребенка  развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных детей  достаточно низкая, но уже в первые дни жизни она заметно возрастает. С момента появления у малыша зрительных ощущений ребенок начинает реагировать на свет различными двигательными  реакциями.

Однако цвет ребенок различает  очень плохо, и развитие этой его  способности идет очень медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце своей  жизни, после чего у него незамедлительно  появляется интерес к всякого рода ярким предметам.

Новорожденный ребенок не может  различать предметы. Эта способность  возникает у малыша лишь в процессе развития у него восприятия.

8. Комплекс оживления.

Комплекс оживления  — термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав  комплекс оживления  включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты комплекс оживления, такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

Первоначально комплекс оживления  трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что  комплекс оживления  является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца с взрослыми людьми. При этом каждый компонент  комплекс оживления   играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты комплекс оживления, затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе "под грудью" или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.

  Комплекс оживления  складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни. Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс оживления  в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего  комплекс оживления  распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

 

При дефиците общения появление комплекс оживления  задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности комплекс оживления  Слабая выраженность каких-либо компонентов комплекс оживления  может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

 

2. Младенчество.

 

  Кризисный период новорожденности заканчивается,  и начинается период стабильного развития – младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно-эмоциональное общение,  или ситуативно-личностное. Объект  этой деятельности  - другой человек. Основное содержание общения между взрослым  и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса  и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта, звуков и слов.

1. Двигательная активность.

На протяжении первого года жизни  ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение  и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и  удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими  – размахивать, бросать, постукивать  о кроватку и т. д. Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению  свойственными человеку формами  поведения. Наряду с такими прогрессивными движениями и действиями при неблагоприятных  условиях воспитания у ребенка могут  складываться и закрепляться тупиковые  виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его. Это сосание  пальцев, рассматривание руки, поднесенной  к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Разница между прогрессивными и тупиковыми движениями состоит  в том, что первые способствуют получению  новых впечатлений, ознакомлению с  предметами и их свойствами, а вторые отгораживают ребенка от внешнего мира. Так, сосание пальцев вызывает полное и длительное торможение всех остальных  реакций. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чету не прислушивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.

Информация о работе Психофизиологическая характеристика младенца