Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:25, контрольная работа
В своем ответе я постаралась наиболее полно охватить основные моменты, изучаемые психологией эмоций. Постаралась дать ответ на вопрос «Что такое эмоция?» Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностыо. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
1.Характеристика процессов памяти.
Известно, что каждое наше
переживание, впечатление или движение
составляют известный след, который
может сохраниться достаточно длительное
время, и при соответствующих
условиях проявляется вновь и
становиться предметом
Таким образом, память - это сложный психический
процесс, состоящий из нескольких частных
процессов, связанных друг с другом. Память
необходима человеку. Она позволяет ему
накапливать, сохранять и впоследствии
использовать личный, жизненный опыт.
Все закрепление знаний и навыков относиться
к работе памяти. Соответственно этому
перед психологической наукой стоит ряд
сложных проблем, входящих в раздел изучения
процессов памяти. Она ставит перед собой
задачу изучения того, как запечатляются
следы, каковы физиологические механизмы
этого процесса, какие условия
содействуют этому запечатлению, каковы
его границы , какие приемы могут позволить
расширить объем запечатленного материала.
Изучение памяти было одним из первых
разделов психологической науки, где был
применен экспериментальный метод: были
сделаны попытки
измерить изучаемые процессы и описать
законы которым они подчиняются.
Еще в 80-х годах прошлого столетия немецкий
психолог Г. Эббингауз предложил прием,
с помощью которого, как он считал, было
возможно изучить законы чистой памяти,
независимые от деятельности мышления
- это заучивание бессмысленных слогов,
в результате он вывел основные кривые
заучивания материала. На первых порах
исследовались в основном процессы памяти
у человека, сводясь скорее к изучению
специальной сознательной, мнемической
деятельности, чем к широкому анализу
естественных механизмов запечатление
следов, в одинаковой степени проявляющихся
как у человека, так и у животного.
С развитием объективного исследования
поведения животного, область изучения
памяти была существенно расширена . В
конце 19-го и в начале 20-го веков появились
исследования известного американского
психолога Торнайка, который впервые сделал
предметом изучения формулирования навыков
у животного, как животное обучалось находить
свой путь в лабиринте и как оно постепенно
закрепляло полученные навыки. В первом
десятилетии 20-го века исследования этих
процессов приобрели новую научную форму.
И. П. Павловым был предложен метод изучения
условных рефлексов. Были описаны условия,
при которых возникают и удерживаются
новые условные связи и которые влияют
на это удержание. Учение о высшей нервной
деятельности и ее основных законах стало
в дальнейшем основным источником наших
знаний о физиологических механизмах
памяти, а выработка и сохранение навыков
и процессов “ учения “ у животных составляли
основное содержание американской науки
о поведении. Все эти исследования ограничивались
изучением наиболее элементарных процессов
памяти.
Исследования высших произвольных и сознательных
форм памяти, позволяющих человеку применять
известные приемы мнемической деятельности
и произвольно обращаться к любым отрезкам
своего прошлого, лишь описывались философами,
которые противопоставляли их естественным
формам памяти и считали проявлением высшей
сознательной памяти. Однако эти указания
философов-идеалистов не стали предметом
специального и строго научного
исследования, и психологи либо говорили
о той роли, которую играют в запоминании
ассоциации, либо указывали на то, что
законы запоминания мыслей существенно
отличаются от элементарных законов запоминания.
Вопрос о происхождении и тем более о развитии
высших форм памяти у человека почти совсем
не ставился.
Запоминание. Первоначальная
форма запоминания- так называемое
непреднамеренное или непроизвольное
запоминание, то есть запоминание без
заранее поставленной цели, без использования
каких-либо приемов. Это простое запечатление
того, что воздействовало
, сохранение некоторого следа от возбуждения
в коре мозга. Каждый процесс, происходящий
в коре мозга, оставляет следы после себя,
хотя степень их прочности бывает различна.
Непроизвольно запоминается многое из
того, с чем человек встречается в жизни,
окружающие предметы, явления, события
повседневной жизни, поступки людей, содержание
кинофильмов, книг, прочитанных без всякой
учебной цели, и так далее, хотя не все
они
запоминаются одинаково хорошо.
Лучше всего запоминается то, что имеет
жизненно важное значение для человека,
все, что связано с его интересами и потребностями,
с целями и задачами его деятельности.
Даже непроизвольное запоминание носит
избирательный
характер, определяется отношением к окружающему.
От произвольного запоминания надо отличать
произвольное запоминание, характеризующееся
тем, что человек ставит перед собой определенную
цель – запомнить то, что намечено, и использовано.
Произвольное запоминание представляет
собой особую и сложную умственную деятельность,
подчиненную задаче запомнить и включающую
в себя разнообразные действия, заполняемые
для того, чтобы лучше достичь этой цели.
В процессе обучения преднамеренное запоминание
нередко принимает форму заучивания, то
есть многократного повторения учебного
материала до полного и безошибочного
его запоминания.
Так, например, заучиваются стихи, определения,
законы, формулы, исторические даты и так
далее. Поставленная цель – запомнить,
играет важную роль, определяя собой всю
деятельность запоминания.
При прочих равных условиях произвольное
запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного,
непроизвольного запоминания.
Исследование П. И. Зинченко в этом плане
убедительно доказали, что установка на
запоминание, делающая его прямой целью
действия субъекта , не является сама по
себе решающей для эффективности этого
процесса, непроизвольное запоминание
может оказаться эффективнее произвольного.
В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание
картинок в ходе деятельности, целью которой
была их классификация, оказалось определенно
выше, чем в случае, когда пере одинаково
хорошо.
Лучше всего запоминается то, что имеет
жизненно важное значение для человека,
все, что связано с его интересами и потребностями,
с целями и задачами его деятельности.
Даже непроизвольное запоминание носит
избирательный
характер, определяется отношением к окружающему.
От произвольного запоминания надо отличать
произвольное запоминание, характеризующееся
тем, что человек ставит перед собой определенную
цель – запомнить то, что намечено, и использовано.
Произвольное запоминание представляет
собой особую и сложную умственную деятельность,
подчиненную задаче запомнить и включающую
в себя разнообразные действия, заполняемые
для того, чтобы лучше достичь этой цели.
В процессе обучения преднамеренное запоминание
нередко принимает форму заучивания, то
есть многократного повторения учебного
материала до полного и безошибочного
его запоминания.
Так, например, заучиваются стихи, определения,
законы, формулы, исторические даты и так
далее. Поставленная цель – запомнить,
играет важную роль, определяя собой всю
деятельность запоминания.
При прочих равных условиях произвольное
запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного,
непроизвольного запоминания.
Заключение.
Теперь становится ясно,
что память занимает достаточно особое
место среди психических
2 . Значение функциональных
состояний в деятельности
В психологической
литературе рассматриваются разнообразные
виды состояний человека, оказывающие
благоприятное или
В психофизиологических
и психологических
Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния.
1. Прежде всего это мотивация – то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательство, помощь – наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. Следовательно, от направленности и интенсивности мотивов зависят качественное своеобразие и уровень функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность.
2. Другой
важный регулятор
3. К еще одной группе регуляторов функционального состояния относится величина сенсорной нагрузки, которая может меняться от сенсорного перенасыщения, перегрузки до сенсорной депривации с крайним недостатком сенсорных воздействий. Под сенсорной нагрузкой понимаются как воздействия сенсорного окружения, опосредуемые его значимостью, так и те воздействия, которые прямо связаны с выполняемой деятельностью.
4. Важное значение для развития функционального состояния имеет его исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.
5. Специфика
и уровень функционального
6. Кроме
того, можно выделить группу
Таким
образом, реальный уровень функционального
состояния является результатом
сложного взаимодействия многих факторов,
вклад которых определяется конкретными
условиями существования
Заключение.
Таким образом, я пришла к выводу, что состояние человека невозможно охарактеризовать как простое изменение в протекании отдельных функций или процессов. Оно является сложной системной реакцией индивида. Под «системой» при этом понимается совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур или процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которое не может быть осуществлено ни одним из ее компонентов. Все сказанное выше позволяет определить функциональное состояние как интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.
3. Модели организации эмоций.
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре. Необходимо отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоций неоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми значимость эмоциональных процессов для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большое внимание исследователей. Действительно, с давних времен до современности исследование эмоциональных процессов не перестает быть одной из центральных проблем психологической науки.
Функцию
организации деятельности эмоциональные
явления выполняют путем оценки
предметов, которые являются мотивом
деятельности. Традиционное представление
о том, что эмоции мешают деятельности,
дезорганизуют ее, не является вполне
правильным. Эмоции могут организовывать
деятельность, направляя внимание на
предмете. От интенсивности эмоций
зависит успешность деятельности. Правда,
эмоции нередко и дезорганизуют
ее. Например, они могут негативно
сказываться на познавательной деятельности.
Заметим, что эмоции не являются чем-то
внешним по деятельности, а непосредственно
включены в процесс ее выполнения как
момент единства аффекта и интеллекта.
Так, в мышлении они не только отражают
отношения между мотивами и результатами
решения задачи, но и выделяют зоны поиска
неизвестного. Участие эмоций в организации
деятельности возрастает тогда, когда
индивид относится к ним как к ценности.
Кроме этого, эмоция как ценность предопределяет
склонность к одним видам деятельности
и нелюбовь к другим. Обычно эмоцию определяют
как особый вид психических процессов,
которые выражают переживание человеком
его отношения к окружающему миру и самому
себе. Особенность эмоций состоит в том,
что они в зависимости от потребностей
субъекта непосредственно оценивают значимость
действующих на индивид объектов и ситуаций.
Эмоции выполняют функции связи между
действительностью и потребностями. По
классификации эмоциональных явлений
А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных
процессов: аффекты, собственно эмоции
и чувства.
Информация о работе Психофизиология профессиональной деятельности