Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:42, реферат
Психофизиология эмоций – раздел психологии, который исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Но что же представляют собой эмоции? Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем все это связано с физиологической мотивацией.
По определению, эмоции - одна из существенных функций нервно-психической деятельности человека, они создают личностную окраску для любого поведенческого акта и являются энергетическим компонентом любого вида продуктивной деятельности. По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование.
Психофизиология эмоций
Психофизиология эмоций – раздел психологии, который исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Но что же представляют собой эмоции? Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем все это связано с физиологической мотивацией.
По определению, эмоции -
одна из существенных функций нервно-психической
деятельности человека, они создают
личностную окраску для любого поведенческого
акта и являются энергетическим компонентом
любого вида продуктивной деятельности.
По критерию длительности эмоциональных
явлений выделяют, во-первых, эмоциональный
фон (или эмоциональное состояние),
во-вторых, эмоциональное реагирование.
Эмоциональная и
В возникновении и протекании эмоций решающую роль играет лимбическая система. Лимбическая система комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма. В 1937 г. Папец предположил наличие "анатомического" эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп свод мамиллярные тела переднее ядро таламуса поясная извилина гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока: движения, мысли и чувства. Поток "чувств" циркулирует по анатомическому "эмоциональному кольцу", создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний. Круг Папеца лег в основу лимбической системы. К лимбической системе, кроме кольца Папеца, принято относить: некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, или миндалину (клеточное скопление, величиной с орех), обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга. В совокупности эти морфологические структуры образуют единую гипоталамо-лимбико- ретикулярную систему. Центральной частью лимбической системы является гиппокамп. Лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций, которые уже апробированы в ходе жизненного опыта. Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лимбической системе. Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий. Нейроны передают сигналы от всех органов чувств (глаз, кожи, мышц, внутренних органов и т.д.) к структурам лимбической системы и коре больших полушарий. |
Особый отдел ретикулярной
формации, называемый голубым пятном.
От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу
и многим областям коры идут нервные
пути, по которым пробудившаяся
Лобные доли коры больших
полушарий в наибольшей степени
ответственны за возникновение и
осознание эмоциональных
Межполушарная асимметрия и
эмоции. Существует мнение, что левая
половина лица в большей степени
отражает отрицательные, правая положительные
эмоции. При левосторонних поражениях
у больных часто возникают
приступы тревоги, беспокойства и страха,
усиливается интенсивность |
Теория Джеймса-Ланге одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е.физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс: " мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим".
Таламическая теория Кеннона-Барда Согласно этой теории ,при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха,радости и др.).Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Активационная теория Линдсли Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации,выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории,эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу,гипоталамусу и коре.
Каждая эмоция включает три
взаимосвязанных компонента: нейронную
активность мозга и периферической
нервной системы (неврологический
компонент); деятельность поперечно-полосатой
мускулатуры, обеспечивающей мимическую
и пантомимическую
Нейрокультурная теория эмоций Разработана П. Экманом. в70-е гг. ХХ в. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций(гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации.
Методы изучения и диагностики эмоций .Стимуляция разных отделов мозга через вживленные электроды нередко вызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных. При стимуляции различных отделов гипоталамуса у кошки может быть получена, например, реакция "бегства", когда животное отчаянно ищет убежища. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной или отрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения. Раздражение передней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса тревоги и ярости; перегородки наслаждения; миндалевидного тела страха, ярости и гнева, а в некоторых случаях и удовольствия.
Физиологические проявления
эмоциональных переживаний
Стенические и астенические эмоции
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.
Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции – на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.
Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.
Влияние эмоций на человека
Эмоции влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция неодинаково переживается разными людьми, а также определенным человеком в разных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы индивида, субъекта в целом.
Эмоции и восприятие. Давно известно, что эмоция, как и другие мотивационные состояния, влияет на восприятие. Радостный человек воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, грустит, интерпретирует замечания других как критические.
Эмоции и познавательные процессы. Эмоции влияют на память, мышление и воображение человека. Эффект «суженого зрения» восприятия имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганному человеку трудно оценить альтернативные решения. В разгневанности человека появляются лишь сердитое мнения. В состоянии повышенного интереса или возбуждения отдельные субъекты бывают настолько увлечены, что не способны к обучению и деятельности.
Эмоции и действия. Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в определенное время, влияют на ее учебу, игру, труд. Когда она реально заинтересована в предмете, то имеет желание изучить его глубоко. Чувствуя отвращение к какому-либо предмету, она пытается его избежать.
Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как переменные состояния или, точнее, как специфические или особые состояния сознания. Человек, совершила какую-то неуместность, часто объясняет свое поведение словами: «я не помню себя, я потеряла самообладание».
Эмоции и чувства возникают
в процессе взаимодействия личности
с внешним миром. Эмоции и чувства
– это разнообразные