Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:13, реферат
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов развития личности. Глобальная перестройка организма ведет к общей нестабильности, обусловливает многочисленные аффективные реакции, влечет изменчивость эмоционального поведения. Исследование тревожности на разных этапах возрастного развития актуально как для раскрытия сущности данного явления, так и для понимания закономерностей развития эмоциональной сферы в целом.
Universitatea de Stat din Tiraspol
Работа психолога с подростками
реферат по психологической службе в школе
Выполнила студентка
28 группы РР
Кравченко Эльвира
Преподаватель:
2013
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологическая служба школы …………………………… 4
Глава 2. Изучение особенностей развития личности подростка…. .. 8
2.1 Формирование личности подростка ……………………………...10
Заключение ……………………………………………………………. 12
Список литературы …………………………………………………… 13
Введение
В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются личностные и индивидуальные параметры, батареи методов исследования, межличностные отношения и т.д. Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Образовательные учреждения, а следовательно, и практическая психология образования охватывают дошкольное детство (3-6/7 лет), детство школьное, или младший школьный возраст (6-9 лет), подростковый возраст, или отрочество (10-14 лет) и старший школьный, или возраст ранней юности (15-17 лет). Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста. Они указывают на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности. Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
В современных образовательных учреждениях все еще недостаточно учитываются возрастные интересы и особенности детей — и в содержании и формах проведения игровой, учебной деятельности, и в организации воспитательных мероприятий, и, главное, в общении с детьми. Особенно много проблем возникает в так называемые переходные периоды. Переходные периоды — очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.
1.1 Психодиагностика подросткового возраста
Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже "взрослый". С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы "нарушить границы", не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее "чувство взрослости" подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Отметим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Но все таки подростки — это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Вполне допустимо, например, дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. Подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка позволяют получать данные, полностью отражающие его уровень интеллектуального развития. Повышенное, внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. По своему содержанию социальная норма, включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий, в подростковом возрасте должна быть обобщенной и абстрактной, а по форме — конкретной и выражаться в доступных сознанию ребенка словах. Важно, наконец, чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. К примеру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовершенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений — это психологические проблемы, наиболее значимые для юности; с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, одиночество, образ жизни и профессиональные достижения, больше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек. Таким образом, некоторые ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений использованы тесты и методики для взрослых.
1.2 Психопрофилактика подросткового возраста
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов развития личности. Глобальная перестройка организма ведет к общей нестабильности, обусловливает многочисленные аффективные реакции, влечет изменчивость эмоционального поведения. Исследование тревожности на разных этапах возрастного развития актуально как для раскрытия сущности данного явления, так и для понимания закономерностей развития эмоциональной сферы в целом. Многие исследователи и практические психологи отмечают, что именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей возрастного развития. Решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции. Тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия. Анализ исследований подростковой тревожности последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Тревожность выделяется как личностное образование, которое может достаточно длительно сохраняться. Как любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального. Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием подросткового возраста. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания, поступки и неблагоприятные личностные проявления. Изучение тревожности у подростков важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания развития эмоциональной сферы подростка. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей подросткового возраста. Решение проблемы повышенной тревожности требует своевременного ее выявления при помощи разработанной диагностической программы с целью профилактики и дальнейшей коррекции. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке подростков к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.
1.3 Психоконсультирование подростков
Психологическое консультирование подростков имеет ряд особенностей. И хотя некоторые исследователи склонны называть подростками людей в возрасте от 11 и аж до 21 года, самым сложным периодом, без сомнения, является пубертатный. Именно в этом возрасте с подростками происходят значительные и стремительные изменения сразу по нескольким фронтам. Их можно разделить на пять групп. Изменения тела, которое стремительно изменяется от детского к взрослому;
Большинство подростковых проблем связано именно с этим перечнем изменений, к которым вчерашние дети зачастую не готовы. И отвечают на вызов общества (а этот вызов могут увидеть практически в чем угодно) очень по-разному. Быть подростком – нелегко. И не менее тяжело быть родителем подростка. Мамы и папы к различным аспектам взросления своего ребенка могут относиться критически: например, пытаясь инфантилизировать рвущегося к самостоятельности подростка, отвечать агрессией и раздражением на агрессию и провокации со стороны детей. Привести на психологическое консультирование подростков к специалисту уже непростая задача. Попытка привести авторитарно скорее вызовет резкое неприятие и сопротивление. В то же время объяснить необходимость, заверить в конфиденциальности как в одном из основных этических постулатов – возможно. Для подростка лучше выбрать не семейную, а индивидуальную помощь психолога подросткам, на которой у профессионала больше шансов завоевать его доверие, помочь раскрыться и обсудить проблемы. Процесс идет легче, если подросток сам ищет помощь психолога, остро чувствующий вал проблем, личных трагедий (конфликты с родителями, сверстниками и т.п.) и одиночества. В этом случае вводный период налаживания контакта с пациентом сокращается, и можно практически сразу приступать к разбору и поиску путей решения всего, что беспокоит молодого человека. На помощь психолога подросткам не стоит смотреть легкомысленно. Многое из того, что взрослые воспринимают как «ерунду», подростки могут чувствовать остро и болезненно. Если на личные проблемы накладывается ощущение непонятности, одиночества, подростки могут и вовсе попытаться уйти из жизни. В то время как проблемы (а они бывают абсолютно у всех подростков) решаемы, в том числе путем своевременного обращения к специалисту, который поможет распутать тяжелый клубок и позаботиться о том, чтобы пережитые в подростковом возрасте неприятности не наложили негативный след на последующую жизнь, как это нередко бывает. Часто родители испытывают трудности в доверительном контакте, когда ребёнок вступает в подростковый возраст, и остро переживают происходящие перемены. И в этот момент помощь психолога подросткам конечно необходима, но и родители также нуждаются в ней. Это поможет им глубже понять изменяющийся мир ребёнка.
1.4 Психококоррекция подростков
Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Содержание и выбор методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей). Объект психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменению, ее предмет - та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие.
Виды коррекции:
1. Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.
2. Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
3. Коррекция
эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального
напряжения, дезактуализацией фрустрированных
потребностей ребенка, разрушением аффективных
образа мира и стереотипов поведения,
оздоровлением социальной среды. Она предполагает
развитие социальных эмоций и способов
безопасного эмоционального реагирования
и формирование навыков эмоционального
контроля поведения у ребенка.
4. Коррекция волевой сферы – это развитие
произвольности психических процессов,
формирование целеполагания, мотивации,
осмысленности и рефлексивности поведения,
преодоление незавершенности действий
ребенка.
5. Коррекция поведенческой сферы связана
с формированием внутренней позиции ребенка,
овладением веером социальных ролей, репетицией
социально одобряемых моделей поведения,
навыками саморегуляции и самоконтроля,
преодолением негативных стереотипов.
6. Коррекция
игровой или учебной деятельности
направлена на развитие личностной, социальной
и учебной мотивации, овладение средствами
и способами деятельности, навыками целеполагания,
контроля и самооценки.
7. Коррекция
отношений ребенка предполагает изменение
социальной ситуации развития, ее субъективного
восприятия ребенком; развитие социального
интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии;
повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических
конфликтов.