Речь и ее
нарушения
Кафедра специальной
психологии КГПУ
проф. Шилов
С.Н.
- Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.
- Ее социальная функция → обеспечение общения, а в интеллектуальном плане — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления.
- Мышление у взрослого человека само в большинстве случаев воплощается в речи, являющейся его выразителем.
- Любая форма психической деятельности формируется и реализуется с прямым или косвенным участием речи.
- Ее важнейшей структурной единицей является слово как носитель определенного значения (обобщенного и устойчивого отражения предметного содержания) и смысла (индивидуального значения слова в конкретной ситуации).
- Носителем значения всегда служит чувственный образ, а материальными носителями являются моторный (артикуляция), звуковой или графический (письмо) компоненты.
- У взрослого человека материальный носитель почти не осознается, а ведущая роль принадлежит содержанию слова и его значению.
- Смысл связан со словом в целом, а не с каждым его звуком.
- Фонемы — единицы речевого акустического восприятия. Каждый национальный язык характеризуется специфическим набором фонематических признаков, которые создают его структуру.
- Для русского языка основную фонематическую нагрузку несут гласные и согласные, противопоставляемые по принципу «звонкость — глухость».
- Артикулемы →моторные схемы произнесения того или иного звука, позициями речевого аппарата.
Этапы развития
речи ребенка
- В возрасте 2—3 мес. появляется гуление, к
4-5 мес. → «лепетная речь», к 6—8 мес. начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово.
- Устная речь и устное речевое высказывание формируются до
2—3 лет (им сопутствует и усиленное развитие понимания речи взрослых). Письмо и чтение формируются существенно позднее.
- Этапы формирования речевой коммуникации сопровождаются совершенствованием слухоречевого восприятия, овладением произвольной слухоречевой памятью.
- К трехлетнему возрасту у ребенка появляются три основных элемента простых фраз: подлежащее, глагол и дополнение. Ребенок пользуется некоторыми местоимениями и множественным числом и приобретает новые слова со скоростью примерно 400 за 6 месяцев.
- В возрасте 5—7 лет начинается формирование внутренней речи.
Виды речи
- Экспрессивная (громкая, выразительная, направленная вовне) — начинается с мотива и замысла (динамической схемы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность → речь письменная, которая может быть самостоятельной или под диктовку;
- Импрессивная (понимающая) — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение
(через чтение), проходит стадию декодирования
(выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими
(смысловыми) структурами и включением в определенный контекст, без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
- Речевая деятельность требует совместной работы разных зон коры, обеспечивающих специфический вклад в общий речевой процесс.
- Прямое сопоставление сложных психических действий
(в т.ч. и речи) с отдельными локальными очагами мозговых поражений не совсем верно.
- Отделы коры, обеспечивающие речемыслительную деятельность, обладают большой степенью полифункциональности, поэтому критическим для конечного результата является не вовлеченность какой-либо зоны, а сохранение возможности взаимодействия множества слухоречевых зон, в котором участие одной из них является обязательным.
- Важную роль в расстройствах речи играют и глубокие структуры мозга, включая базальные ганглии, проводящие пути и мозжечок.
- Речевы зоны→ 41-е первичное поля слухового анализатора
+ вторичные отделы височной коры
(42-й и 22-й поля) + некоторые отделы теменно-конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и подтекста сложных высказываний.
- Выделяется небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в основном в верхней части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.
- Все речевые зоны объединяются внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм.
- Кооперация различных речевых областей осуществляется в соответствии со следующими представлениями
Речевые центры
Участки коры
мозга, раздражение которых вызывает
речевые расстройства (по Пенфильду)
- После слуховых путей акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике
(рядом с третичными полями), где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
- Для произнесения слова необходимо, чтобы представление о нем из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную в нижней лобной извилине. Следствие этого →детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой.
- Контроль точности исполнения артикуляций обеспечивается нижнетеменной
(постцентральной) зоной.
- Экспрессивно-эмоциональное окрашивание высказывания и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария.
- Для осуществления сложного законченного высказывания как упорядоченной во времени последовательности моторных действий необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов.
- Лобные доли (префронтальная часть) преобразуют речь в поведение, подчиняют поведение заданию, команде или замыслу.
- Если речевая информация поступает через зрительный анализатор
(как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом с последующим извлечением смысла в зоне Вернике.
- Целостная речевая деятельность не ограничивается только внутрикорковой обработкой информации, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям.
- Это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали — через таламо-кортикальные связи.
- Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи.
- Однако известно, что при возникновении патологии в различных участках коры, имеющих отношение к речи, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария и т.п.
- Таким образом, речевые структуры мозга обладают широкой распределенностью и полифункциональностью, определяемой возможностью их полноценного взаимодействия!!
- Афазии (фр. А.Трус, 1864 г) — системные речевые расстройства при локальных поражениях коры при сохранности элементарных форм слуха и артикуляторного аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение.
- Для большинства афазий характерно поражение вторичных корковых полей, ответственных за исполнение гностических и праксических функций.
- Во многих случаях клиническая практика сталкивается с комбинированными поражениями
(с вовлечением и третичных полей).
- При всех формах афазий, помимо типичной симптоматики, регистрируются нарушения понимания и исполнения речи, нарушения процессов внутренней речи, ослабление слухоречевой памяти, слухоречевого внимания и аграмматизмы.
Сенсорная
афазия
(акустика-гностическая) (нарушение рецептивной
речи по 10 МКБ)
- Связана с поражением зоны Вернике.
- В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав речи, что проявляется в нарушении понимания устного родного языка вплоть до отсутствия реакции на речь.
- Спонтанная, активная речь превращается в «словесную окрошку», насыщенную аграмматизмами. Одни звуки или слова заменяются другими, сходными по звучанию, но далекими по смыслу («голос-колос», «точка-тучка»). Это называют парафазиями. Правильно произносятся только привычные слова. Речь становится бедной на существительные, но богатой глаголами, междометиями и вводными словами.
- В половине случаев наблюдается логорея — избыток речевой продукции, речевое недержание. Высказывания сопровождаются адекватной мимикой, жестами и интонационным разнообразием, из-за чего общая смысловая направленность речи, как правило, больным передается верно.
- В более легких случаях трудности появляются лишь при восприятии развернутых текстов, требующих логических операций и внимания.
Эфферентная
афазия (нарушение зкспрессивной речи
10 МКБ)
Возникает
при поражении нижних отделов
коры премоторной области (зона
Брока).
- При полном ее разрушении издаются только нечленораздельные звуки, но артикуляционные способности и понимание обращенной к больным речи сохранены. Часто в устной речи остается лишь одно слово или сочетание слов, произносимых с разной интонацией.
- Больные, свободно повторяя изолированные звуки или слоги, не могут произнести программно организованный комплекс звуков, которым является слово.
- Не обеспечивается слияние преобразований поз губ и языка в необходимую последовательность, распадаются последовательные серии эфферентных команд, которые составляют артикуляторную схему слова. Письмо и чтение практически отсутствуют.
- При не грубых поражениях речь более сохранна, но страдает общая организация, речевого акта, не обеспечиваются его плавность и четкая последовательность. Этот симптом входит в более общий синдром пре моторных нарушений движений — кинетической апраксии.
Эфферентная
афазия
- Больные не могут переключиться от одного слова к другому
(приступить к слову) и в речи, и в письме. Паузы заполняются вводными или стереотипными словами, междометиями и словами-паразитами.
- Стиль речи становится телеграфным — используются преимущественно существительные в именительном падеже, исчезают предлоги, связки, наречия и прилагательные, возникают ошибки в ударении.
- Зона Брока имеет тесные двусторонние связи с височными структурами мозга и работает с ними как единое целое, поэтому при эфферентной афазии встречаются и вторичные трудности в восприятии устной речи.
Амнестическая
афазия
- Она неоднородна и, в зависимости от доминирования патологии со стороны слухового, ассоциативного или зрительного компонента, может встречаться в трех основных формах:
- акустико-мнестическая;