Роль идеала в нравственном формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.
Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины .
Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Формирование личности, факторы формирования личности ……………...5
2. Особенности влияния идеала на формирование личности …………………8
Заключение ………………………………………………………………………11
Список использованной литературы …………………………………..............12

Вложенные файлы: 1 файл

кнтрольная по этике.docx

— 33.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Формирование личности, факторы формирования личности  ……………...5

2. Особенности влияния  идеала на формирование личности  …………………8

Заключение ………………………………………………………………………11

Список использованной литературы …………………………………..............12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:

трудолюбие;

творческое отношение к труду;

высокая культура поведения.

Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал.

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины1.

Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Формирование личности, факторы формирования личности

 

Благоприятным периодом формирования личности является подростковый возраст, который отмечается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой психологических структур и возникновением новообразований. Именно в это время закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок личности. Умение адекватно оценивать и корректировать свои поступки прививаются в подростковом возрасте, потому что моральные качества в этом возрасте становятся выразительнее. В этот период возникает интерес к своему внутреннему миру, потребность в самоанализе. Подростки уязвимы к восприятию оценки и критики со стороны взрослых и сверстников. Все это вместе с растущими психологическими возможностями подростка обусловливает переход к сознательному выбору нравственного идеала, к формированию собственного взгляда на мир и определения в нем.

По определению С. Карпенчук, идеал представляет собой образец, модель совершенства морально сложившейся личности. Идеальной является модель цивилизованного общества, вечно недостижима, которая изначально движет человека, народы, целые государства к саморазвитию, самосовершенствованию. В идеале, который стимулирует человека развиваться, духовно обогащаться, сказываются требования общества к своим членам по морально совершенной личности – воплощение лучших нравственных качеств, общественных представлений об образце поведения и отношений между людьми.2 Проектировать такой идеал, способствовать формированию у подрастающих поколений имеют возможность разного рода учебные заведения, семья и личности являющиеся идеалом по мнению конкретного человека, а так же общественность.

 

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов.

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать адаптированную к социуму личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.3

 Особенности влияния идеала на формирование личности

 

В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и, служа своеобразным моральным эталоном, на который человек равняет свое поведение.

У подростка идеалом обычно служит какой либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего это родители, учителя, герои любимых книг и кинокартин. У подростков старшего возраста в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных качеств.

В мечтах человек как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому он стремятся.

Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения человека, формирующиеся стихийно, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения других людей могут быть ошибочными и незрелыми.

Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности - качествах очень ценимых подростками.

Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом неважно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. Один из старших подростков в беседе с директором, который потребовал от него извиниться перед учителем, гордо заявил: "Я человек принципиальный, я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!". Все это представляет собой своеобразное моральное кредо. Когда психологи познакомились с характеристиками подростков, то нашли полное совпадение с поведением, т.е. нравственное сознание определяет поведение. Неправильное сознание определяет неправильное поведение.

Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда намеренно развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными и изживают положительные.

Одним из самых важных мониторов в развитии личности человека является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. В младшем возрасте нет желания оценить себя: "Что я за человек? Какая от меня польза? Какие у меня недостатки?" У подростка же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.

Долг, честь, совесть, достоинство – это формы нравственного сознания, те внутренние механизмы, с помощью которых в обществе осуществляется само-регуляция поведения. Благодаря развитым сознания и чувством долга, совести, чести, достоинства общественные моральные требования выступают как личные побуждения, потребности, мотивы. Достоинство означает нравственную ценность, значимость человеческой личности. Она неразрывно связана с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможности. Чувство собственного достоинства дисциплинирует человека, побуждает ставить к себе повышенные требования, не довольствоваться достигнутым, стремиться к нравственному идеалу.

Человеческая жизнь приобретает смысл, становится содержательнее только тогда, когда она направляется на определяемую цель. Эта цель делает жизнь полноценной, красивой, гармоничной, полной высокого содержания, творческой радости. Именно стремление к идеалу порождает неисчерпаемую энергию, героизм, мужество – все то прекрасное, что мы ценим в моральном лице человека.

Нравственное воспитание никогда не завершается, поэтому важно формировать у человека стремление к постоянному самосовершенствованию и самовоспитанию, умения самоконтроля и саморегуляции.

Собственные наблюдения доказали, что в подростковом возрасте личность встречается с противоречиями окружающей действительности, с различными противоположными оценками. Все это вместе с растущими психологическими возможностями подростка обусловливает переход к сознательному выбору идеала, к формированию собственного взгляда на мир. Поэтому подростковый возраст можно назвать периодом “переоценки ценностей”, в результате чего некоторые из них отвергаются, другие приобретают новое объективное значение и личного смысла.

От того, как будут сформированы моральные убеждения человека зависит будущее отношение социально значимого индивида. В этот период приоритетное значение приобретает поддержание нравственного поведения и поиск нравственного идеала, с которым подросток сопоставляет личностные качества, жизненные ценности, что является стимулом для дальнейшего самовоспитания и самосовершенствования. Проведенные беседы доказали, что психологическая потребность в идеале удовлетворяется разными путями. В одних случаях это происходит за счет выбора конкретного, реально действующего образа для подражания, в других – абстрактный образ, который иногда имеет собранный характер.

В 14-15 лет ощущается наиболее интенсивная потребность в поиске идеала. Подростки подражают привлекательным качествам личности у разных людей, превращая их в единый совершенный образ. Психолог В.Е. Кагач утверждает, что формируя идеал, следует обратить внимание на лучшие качества, связанные с такими понятиями: гуманизм, вежливость, честность, ответственность, организованность, сознательная дисциплинированность.

Решающим фактором нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал лицо воспитателя, его личный пример. Говоря о роли личности воспитателя в воспитательном процессе К.Д. Ушинский подчеркивал, что процесс воспитания будет эффективным в том случае, когда воспитатель, во-первых, знает законы психологического развития ребенка, а во-вторых, иметь определенные личные и профессиональные качества. Хорошим воспитателем может быть и человек, имеющий призвание, желание и способности к своей деятельности4.

Информация о работе Роль идеала в нравственном формировании личности