Роль общения в психической жизни младенца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:41, реферат

Краткое описание

В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. В бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни. В концепции Ж. Пиаже младенец- максимальное эгоцентричное и аутичное существо. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивных характер. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль общения в психической жизни младенца.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Роль общения в психической жизни младенца.

В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. В бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни. В концепции Ж. Пиаже младенец- максимальное эгоцентричное и аутичное существо. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивных характер. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующиее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом.

Новорожденность — своеобразный период жизни младенца, который продолжается от рождения до конца первого месяца жизни. Рождение для организма является большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и защищенной среде он переходит в совершенно новые условия. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется ко внешнему миру. Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию ко внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Рефлексы новорожденных не являются основой его психического развития. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Потребность в общении со взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь в общении с ним.

Первое полугодие является непосредственного эмоционального общения младенца со взрослым. Начиная со 2 месяца жизни младенец овладевает средствами общения со взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече со взрослым была названа комплексом оживления. КО имеет реактивную и активную функцию в общении со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым является ведущей деятельностью младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Ситуативно- личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во- первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми. В- третьих, эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей. Меняются отношения ребенка со взрослыми. Во-первых, младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого. Во-вторых, дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым. И в-третьих, отношение ко взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развивается представление ребенка о себе. Возросшее самосознание наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года. Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка.

 

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Удовлетворяет он и потребность во впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.

Двигаясь в пространстве с помощью взрослого, оно имеет возможность видеть больше предметов, прикасаться к ним, схватывает их. По инициативе взрослого возникают основные слуховые и осязательные впечатления.

Положительное эмоциональное отношение ребенка к взрослому, очевидное удовольствие от общения с ним оказываются уже в комплексе оживления. Такое отношение усиливается течение всего младенческого периода. Эмоциональное общение со взрослым существенно влияет на настроение ребенка.

Своим появлением он поднимает настроение ребенка, побуждает к действиям, к которым перед этим она относилась равнодушно. К концу 4-б-месячного возраста общение со взрослым приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих: знакомому взрослому радуется, незнакомый может вызвать у него страх.

Потребность в эмоциональном общении, которая имеет важное значение для развития ребенка, может вызвать и негативные проявления. Если взрослый постоянно находится с ребенком, он привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если ее хотя бы на минуту оставляют одну.

При правильном применении методов воспитания характерно для начала младенческого периода непосредственное общение (общение ради общения) уступает место общению по поводу предметов, игрушек, а затем перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Общение с младенцем Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает внимание к предметам, демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит как в руководстве со стороны взрослого действиями ребенка, так и в том, что младенец, не имея возможности выполнить какое-то действие, обращается за помощью и содействием взрослого. Большое значение в их совместной деятельности имеет способность подражать действиям взрослого, которая открывает широкие возможности для обучения.

В 7-10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего она воспроизводит показанное ему действие не сразу, а через некоторое время, даже через несколько часов. Иногда подражание возникает после многократного показа. К концу младенческого возраста дети проявляют большую способность к подражанию, повторяя за взрослым разнообразные действия.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для его психического развития. Уже в младенческого возрасте ярко проявляется общая закономерность его психического развития - психические процессы и качества формируются у нее под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В связи с зависимостью от взрослых отношение младенца к действительности и к себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. То есть отношение ребенка к действительности является социальным отношением.

Младенцу два месяцаСразу после рождения младенец еще не нуждается в общении с окружающими людьми, это возникает под воздействием следующих условий:

1) объективная  потребность младенца в уходе  и заботе взрослых. Только благодаря  постоянной помощи близких людей  ребенок может выжить в этот  период, поскольку еще не способен  самостоятельно удовлетворять свои  органические потребности. Заинтересованность во взрослом вовсе не является потребностью в общении.

 

В первые дни после рождения ребенок учится использовать взрослых для преодоления дискомфорта и получения того, что ей необходимо, с помощью различных криков, хникання, гримас. Младенец в этот период не адресует своих сигналов конкретному лицу, оно еще не общается;

2) обращенная  к ребенку поведение взрослого. С первых дней появления ребенка  на свет взрослый обращается  с ней так, будто она может  включаться в общение: разговаривает  с ней, ищет знаков, по которым можно считать, что ребенок включилась в общение.

Сначала ребенка привлекает к общению взрослый, позже у него самого возникает потребность в этом. Важнейшим средством общения в младенческого возрасте является экспрессивные ДЕЙСТВИЯ (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).

"Взрослый  не только удовлетворяет потребности  ребенка и учит его действовать  с предметами. Он оценивает его  поведение, поощряет улыбкой, хмурит  брови и грозит пальцем, если  он ведет себя не так, как  нужно. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

Итак, роль взрослого в общении с ребенком является одной из главных предпосылок успешного развития ребенка и социализации его в человеческой среде.

Первая форма общения - непосредственно-эмоциональная, несмотря на кажущуюся примитивность, играет ключевую роль в дальнейшем развитии ребенка. Фундаментальные, глубинные основания будущей личности закладываются уже в этот период. Начальная форма самосознания или выделенность самого себя является одним из них. Проявляется это положительным эмоциональным самоощущением младенца: яркими положительными эмоциями, стремлением привлечь к себе внимание взрослого. Но положительное самоощущение ребенка зависит полностью от того как общается с ним взрослый.

Младенец, глядя на близкого человека и выделяя действия, обращенные к нему, начинает чувствовать себя. Он пытается осознавать себя как субъект общения взрослого. Присутствие ребенка в этом мире через обращенность к нему взрослого становится очевидным. Малыш чувствует, что взгляд или слова направлены на него и представление о себе у ребенка неразрывно связано со старшими. Самоощущение младенца отражает отношение к нему взрослого, который как бы является зеркалом, где он впервые себя видит и узнает.

Одним из важнейших в этом возрасте психологических новообразований является появление привязанности к кому-то из близких людей. Эти связи называют аффективно-личностными. У младенца, благодаря им, начинает появляться чувство уверенности в себе и интерес к окружающему миру. Они ложатся в основу развивающейся личности.

Систематическое эмоциональное общение с детьми первого полугодия жизни способствует значительному повышению познавательной активности. «Занятия» можно уже начинать в 2,5 месяца. Позже роль общения в психическом развитии младенца уже несколько снижается.

У младенца в первый год жизни развивается особая привязанность к ухаживающему за ним человеку. Обычно им оказывается мать. Если контакт достаточно тесный, то ребенку впоследствии ладить с окружающими людьми будет гораздо проще, чем тем, у кого отсутствовала подобная близость. Считают, что привязанность малыша к матери должна быть сформирована до трех лет.

Общение как одна из основ нормального психического развития младенца

Если об эмоциональных потребностях малыша никто не заботится, то способность к сочувствию у него может быть утрачена безвозвратно. Участок мозга, который отвечает за умение сопереживать, в этом случае может не развиться. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие часто является результатом различных детских эмоциональных травм.

У большинства детей в 4 месяца появляются первые целенаправленные движения — акты хватания. Первоначально они организуются взрослым и возникают как его совместная деятельность с младенцем, хотя старшие обычно этого не замечают.

Предметные действия малыша рождаются и развиваются под непосредственным влиянием ситуативно-личностного общения с кем-то из взрослых: «добавка» этого общения способствует возрастанию интереса к окружающим предметам, повышению двигательной активности и познавательной деятельности детей. Недостаток эмоционального и личностного общения, наблюдающийся обычно у детдомовских младенцев, вызывает отсутствие всяких познавательных интересов и общую пассивность.

Акт хватания, который возникает в возрасте 4-5 месяцев, начинает новый период младенчества. В нем появляется уже манипулятивная деятельность ребенка и очередная форма общения с взрослым.


Информация о работе Роль общения в психической жизни младенца