Введение
|
У вас возникло горячее желание
хорошо учиться, организовать свое время,
избавиться от недостатков, изменить свой
характер, воспитать в себе волю. Это большая
и трудная работа. Ее успех будет зависеть
от вашей воли. Без этого самые лучшие
мечты останутся неосуществленными. И,
наоборот, с помощью воли человек способен
добиться, казалось бы, невозможного. |
1.Живший две тысячи
лет назад Демосфен был невероятно
застенчивым и косноязычным. Его
речь понимали с трудом. В результате
долгих и упорных упражнений
он стал величайшим оратором
Греции.
2.Вагнер узнал ноты только в двадцать
лет, но вошел в историю как крупнейший
композитор.
3.Эйнштейну трудно давалась физика, однако
он не только изучил и понял ее, но и стал
основоположником переворота в физике.
Все эти люди добились высоких целей в
постоянной борьбе с самими собой, со своими
недостатками. Они опирались на сильную
волю.
Но все же есть что-то неприходящее, вечное,
что было и будет всегда. Ведь всегда будут
рождаться, жить и умирать люди; и всегда
будут они идти по тернистому пути к своему
совершенству, каждый раз вновь разрешая
вечные жизненные проблемы, преодолевая
преграды, терпя бедствия. Жизнь всегда
заставляла людей искать пути к совершенствованию
своей души. Проблемам самовоспитания
во все века придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное время, когда
трудно разобраться где Добро, а где Зло,
эта проблема еще более актуальна. То,
по какому пути пойдут люди, станет решающим
для всей страны и всех нас. Поэтому человек
сейчас, как никогда, должен найти свое
место в жизни, точно определить свои нравственные
ценности, уметь противостоять различным
негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть
растоптанным, нужно уметь разобраться
в происходящем сейчас в нашей стране.
А начинать нужно прежде всего с самого
себя, с усовершенствования своей личности.
Как говорит народная мудрость: “Век живи
- век учись”, значит и воспитывай себя
целый век. В постоянно меняющемся мире
только тот находит свое место, кто непрерывно
меняется сам, совершенствуется. Кроме
того, только путем самовоспитания вырабатываются
такие ценные личностные качества как
сила воли,
мужество, настойчивость, терпение,
уверенность в своих силах и т.д. Рассмотрев,
какое значение имело и имеет самовоспитание
в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание
является одной из самых важных проблем
сегодня и требует своего решения. Итак
речь пойдет о самовоспитание воли
Воля — это способность человека
сознательно ставить цель и достигать
ее, преодолевая препятствия, трудности.
Для саморегуляции поведения, психических
состояний, формирование знаний, навыков,
качеств, необходимых воину, нужны волевые
качества. Для формирования их у себя,
следует сознательно участвовать в таких
ситуациях, требующих самостоятельности,
организованности, выдержки, решительности,
смелости. Надо с детства приучать преодолевать
жизненные трудности. Стоит иногда даже
искусственно их создавать, чтобы, преодолевая
препятствия, проверить свои силы, сформировать
волевые качества. Этого можно достичь
только в деятельности (учебной, трудовой,
спортивной, военной), только упражнением,
т.е. многократными повторениями волевых
действий. В процессе преодоления препятствий
ситуационные волевые состояния закрепляются
и превращаются в устойчивые волевые качества
личности
1. Самовоспитания воли. Понятие
самовоспитания
Самовоспитание - сознательная
деятельность, направленная на возможно
более полную реализацию человеком себя
как личности. Основываясь на активизации
механизмов саморегуляции, предполагает
наличие ясно осознанных целей, идеалов,
личностных смыслов.
Самовоспитание - относительно
позднее приобретение онтогенеза,
связанное с определенным уровнем
самосознания, критического мышления,
способности и готовности к
самоопределению, самовыражению, самораскрытию,
самосовершенствованию. Базируется
на адекватной самооценке, критическом
анализе им своих индивидуальных
особенностей и потенциальных
возможностей. Находится в неразрывной
связи с воспитанием, не только
подкрепляя, но и развивая процесс
формирования личности. Необходимыми
компонентами являются самоанализ
личностного развития, самоотчет
и самоконтроль. В приемы входят
самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
2.Приемы самовоспитания воли
2.1 Соблюдение условий
приемов самовоспитания.
Приемы самовоспитания
воли могут быть весьма разнообразными,
но все они включают соблюдение
следующих условий.
Начинать воспитание воли следует
с приобретения привычки преодолевать
сравнительно незначительные трудности.
Систематически преодолевая сначала небольшие
трудности, а со временем и значительные,
человек тренирует и закаляет свою волю.
Необходимо каждое препятствие рассматривать
как “не взятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. Следует напомнить подросткам, что Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности.
Преодоление трудностей и препятствий
совершается для достижения определенных
целей. Чем значительнее цель, чем выше
уровень волевых мотивов, тем большие
трудности способен преодолеть человек.
Важно, чтобы человек среди повседневных
дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
Принятое решение должно быть
исполнено. Всякий раз, когда решение принимается,
но исполнение снова и снова откладывается,
воля человека дезорганизуется. Систематическое
невыполнение принятых решений размагничивает
человеческую волю. Но, принимая решение,
необходимо учитывать как его целесообразность,
так и выполнимость. Всякое решение, таким
образом, надо всесторонне обдумать, но,
решив, выполнять.
В том случае, если человек поставил
дальнюю цель, имеет далекую перспективу,
весьма важно видеть этапы достижения
этой цели, намечать ближайшие перспективы,
разрешать частные задачи, в итоге которых
будут созданы условия для достижения
конечной цели.
К числу важнейших
условий формирования воли человека
относится строгое соблюдение
режима дня, правильного распорядка
всей жизни человека. Наблюдения
над слабовольными людьми показывают,
что, как правило, они не умеют
организовать ни свою работу,
ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то
за другое дело, они ничего не доводят
до конца. Волевой человек--хозяин своего
времени. Разумно организуя свою деятельность,
он не торопясь, выполняет намеченное,
поведение его характеризуется собранностью
и целеустремленностью. Для того чтобы
закалить свою волю, необходимо повседневно
бороться с разбросанностью, безалаберностью
в труде и быту.
Одним из существенных
условий закалки воли человека
являются систематические занятия
спортом. Преодоление трудностей
при занятиях физической культурой
является подлинной тренировкой
не только мышц человека, но
и его воли.
Говоря о воспитании
воли, не следует забывать, что
успешное выполнение деятельности
зависит не только от формирования
тех или иных волевых качеств,
но и от наличия соответствующих
навыков как условий реального
выполнения намеченного, достижения
поставленных целей. Недостаточно только
искренне желать чего-то, например оказать
помощь подшефному колхозу в заготовке
кормов, но нужно уметь это делать. Таким
образом, формирование полезных навыков,
и прежде всего трудовых навыков, выступает
как одно из важнейших условий успешного
достижения поставленных целей.
Теперь мы рассмотрим конкретно
некоторые из приемов самовоспитания.
2.2 Самооценка
Самовоспитание начинается
с самооценки. Человек должен
точно знать, какие качества следует
воспитывать у себя. Самооценка
формируется путем сравнения
себя с другими людьми и
путем сопоставления уровня своих
притязаний с результатами своей
деятельности. Адекватная самооценка
позволяет правильно сформулировать
цели самовоспитания. Она формулируется
в тех случаях, когда субъект
выявляет мнение о себе и
своих поступках у людей, с
которыми контактирует в семье,
в учебном заведении, на отдыхе;
критически сопоставляет себя
с окружающими. Если результат
этих контактов - заниженная самооценка,
человек начинает находить в
каждом деле непреодолимые препятствия.
Он теряет уверенность в себе.
Ему становится труднееe учиться,
сложнее контактировать с коллегами, устанавливать
контакты с людьми.
Нелишне и вспомнить
совет В. Гете. Он говорил, что общаясь
с ближними, как они того заслуживают,
мы делаем их только хуже. Общаясь же с
ними так, как будто они лучше того, что
представляют собой в действительности,
мы заставляем их становиться лучше. Поэтому
многих людей целесообразно авансировать
похвалой.
Вырабатывая объективную
самооценку, необходимо учитывать
обстановку, в которой осуществляется
эта работа. В эксперименте студенты
ставили себе оценку за каждое
из заданных экспериментатором
качеств. В комнату входил элегантный,
безупречно одетый, чисто выбритый
человек с дорогим портфелем
в руках. Оценка своего внешнего
вида испытуемыми снижалась. Но
когда в комнату входил небрежно,
неаккуратно одетый, в нечищеной
обуви и не глаженых брюках
гражданин, самооценка этих показателей
становилась значительно более
высокой.
2.3 Самоприказ
Это короткое, отрывистое
распоряжение, сделанное самому
себе: «Разговаривать спокойно!», «Не
поддаваться на провокацию!», «Молчать,
молчать!» помогает сдерживать
эмоции, вести себя достойно, соблюдать
требования этики.
Применяется самоприказ,
когда человек уже убедил себя, что надо
вести себя определенным образом. Он ясно
видит свои недостатки, но никак не может
заставить себя выполнять намеченный
план действий. В этот момент и появляется
необходимость в приказной форме решительно
потребовать от себя необходимого действия.
В следующий раз выполнить такое действие
будет легче, а в дальнейшем оно станет
привычкой. Если самоприказ не помогает,
необходимо повторить его несколько раз.
Если, это возможно, повторить его вслух.
Так, немецкий король
Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой
приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед,
трусливая сволочь!». С этими словами он
шел впереди своих войск и своим примером
вдохновлял их.
2.4 Самовнушение.
Оно помогает вести себя не
выходя за рамки принятых в данном обществе
правил культурного поведения, владеть
собой в самых трудных ситуациях. Оно может
быть применено в процессе самовоспитания
любых качеств личности. В течение нескольких
недель, а иногда и месяцев с целью изменения
поведения в требуемую сторону помногу
раз в день произносится заранее подготовленная
фраза: «Я ни при каких обстоятельствах
не буду повышать голос!», «Я буду слушать
собеседника, не перебивая, как бы трудно
мне ни было!», «Меня не выведут из себя
никакие замечания окружающих!» Делается
это повторение заученных формул до тех
пор, пока уверенность не становится непоколебимой,
не оставляя ни тени сомнений в возможности
справиться с собой, вести себя в соответствии
с самовнушением.
Так, например, много
раз повторяя: «Я не чувствую
боли», можно избавиться от болевых
ощущений. И наоборот, можно внушить
себе ощущение боли, причем даже
не произнося каких-либо формул.
Неприятные эмоции,
сопутствующие боли, исчезают при
переключении внимания. Г. Гейне
переставал чувствовать преследовавшую
его мучительную боль, когда сочинял
стихи. Исследовательская работа
помогала избавиться от болевых
ощущений философу И. Канту, физику
Б. Паскалю, писателю Н. Островскому.
Люди заметили давно, что мысли
о боли многократно ее увеличивают.
Еще Л. Сенека писал: «Боль легко
перенести, если не увеличивать
ее мыслями о ней; если, наоборот,
ободрять себя, говоря: это ничего,
или, по крайней мере, - это не
беда, нужно уметь терпеть, это
скоро пройдет, - то боль становится
легкой постольку, поскольку человек
себя в этом уверит». Самовнушение
или увлечение каким-то делом
создает в мозгу очаг возбуждения,
который став доминантным тормозит
другие зоны мозга, в том числе
и те, которые вызывают ощущение
боли.
Академик Кассирский
говорил студентам: - Когда вы
даете аспирин - это лекарство. А
когда я даю лекарство - это
сильнейшее исцеляющее средство,
потому что это лекарство плюс
мой авторитет. На этом принципе
основано применение плацебо, которое
авторитетный врач называет новым
сильнодействующим лекарством.
Особенно действенным
самовнушение бывает в тех
случаях, когда проводится перед
сном и сразу же после утреннего
пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо
усилия, волевые действия здесь
не нужны. Все формулы произносятся
спокойно, без напряжения. Мысленно
произносимые слова вызывают эффект самовнушения,
который приводит к соответствующим изменениям
в организме. Мысленные внушения должны
быть простыми и краткими. Слова произносятся
в медленном темпе, в такт дыханию.