Самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:45, доклад

Краткое описание

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Одинаково играет игрушкой и пальцем ноги. Постепенно он выделяет и отделяет себя, свое тело от окружающих предметов.
Из детского самочувствия (И.М. Сеченов) родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к собственному сознанию критически, то есть отделять всё своё внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сравнивать с внешним, то есть изучать акт собственного сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

Самосознание.docx

— 14.58 Кб (Скачать файл)

Самосознание

  • Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

 

Познание себя путем познания других

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Одинаково  играет игрушкой и пальцем ноги. Постепенно он выделяет и отделяет себя, свое тело от окружающих предметов.

Из детского самочувствия (И.М. Сеченов) родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность  относиться к собственному сознанию критически, то есть отделять всё своё внутреннее от всего происходящего  извне, анализировать его и сравнивать с внешним, то есть изучать акт  собственного сознания. Познание сложных психических явлений, особенно свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Важную роль в формировании самосознания играет самопознание.

 

  • Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

 

Самопознание  путём анализа собственной деятельности и поведения 

Человек познаёт себя непосредственно  и опосредованно. Опосредованное познание самого себя совершается путем анализа  результатов собственной деятельности.

Оценивая своё поведение  в обществе, человек познаёт нравственно-психологические  особенности собственной личности. Объективные оценки близких, товарищей  по коллективу позволяют глубже познать  себя. Сравнивая самооценку личных качеств с оценками их другими  людьми, человек выясняет адекватность собственного самопознания.

 

Самопознание  путём самонаблюдения

Непосредственное самопознание выступает в форме самонаблюдения. В процессах восприятия, представления, размышления и переживания человек  в какие-то мгновения переключает  внимание с объекта психической  деятельности на собственное состояние  и оценивает его. На этом и основан  самоконтроль. К самонаблюдению часто  относят самоотчёт по памяти, то есть анализ следов, или запечатленных  образов. Индивид пытается восстановить в памяти всю ситуацию события: внешнюю  обстановку, своё состояние, поступки. Пытается установить причинную зависимость  между явлениями и воспроизвести  последовательность событий. Это явление  в психологии называют ретроспекцией (восстановление прошлого).

 

  • Интроспекция – самонаблюдение.

Индивиды могут вести  наблюдение за собственной психикой в разной степени, в зависимости  от умений и навыков. Самопознание приводит к определённому отношению личности к собственным достоинствам и  недостаткам. Одни люди, сознавая положительное  в себе, критикуют собственные  недостатки. Другие, замечая собственные  промахи и недостатки, мирятся  с ними, проявляют самодовольство в связи с сознанием положительных  черт. Есть люди, которые не замечают в себе ничего хорошего, видят только отрицательное и отчаиваются, считая себя неспособным или безвольным. Самопознание необходимо человеку для  совершенствования собственной  личности и деятельности в соответствии с намеченным планом жизни и труда.

 

Самоконтроль  и самовоспитание

Познавая собственные  силы, человек стремится использовать их в труде. Для этого он контролирует и анализирует собственные действия, поступки, поведение. Благодаря самоконтролю личность может обнаружить ошибки в  деятельности, лучше организовать труд. Самовоспитание открывает новые  возможности развития человека. Личность, начинающая работать над собой, становится объектом и субъектом воспитания, то есть она не только воспитывается  обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.


Информация о работе Самосознание