Рассмотрение психологической
трактовки личности предполагает истолкование
феномена духовной ее свободы. Свобода
личности в психологическом плане
— это прежде всего свобода
воли. Она определяется по отношению
к двум величинам: к витальным
влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения
(биологические импульсы) преобразуются
в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных
координат его личности. Более того, человек
— это единственное живое существо, которое
в любой момент может сказать «нет» своим
влечениям и которое не должно всегда
говорить им «да» (М.Шелер).
Человек не свободен от социальных условий.
Но он свободен занять позицию по отношению
к ним, поскольку эти условия
не обусловливают его полностью.
От него — в пределах его ограничений
— зависит, сдастся ли он, уступит ли он
условиям (В.Франкл). В этом плане свобода
— это когда человек сам должен решать,
выбрать ли ему добро или уступить злу
(Ф.М. Достоевский).
Однако свобода —
это лишь одна сторона целостного
феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода
личности может перейти в простой произвол,
если она не переживается с точки зрения
ответственности (В.Франкл). Человек обречен
на свободу и вместе с тем не может уйти
от ответственности. Иное дело, что для
многих людей спокойствие оказывается
дороже свободного выбора между добром
и злом и поэтому они с готовностью «списывают»
свои грехи (неблагородные поступки, подлость,
предательство) на «объективные условия»
— несовершенство общества, плохих воспитателей,
неблагополучность семей, в которых они
выросли, и т.д. Марксистский тезис о коренной
зависимости добра и зла в человеке от
внешних (социальных) условий всегда был
предлогом для ухода от персональной ответственности.1
Экономическая деятельность
включает в себя и выработку управленческих решений. При этом
психологический аспект принятия управленческих
решений зачастую обусловлен наличием
личностной ответственности за результаты
реализации управленческих решений. Таким
образом, при изучении в нашем курсе аспектов
психологии и педагогики необходимо ознакомление
с психологическими аспектами личной
ответственности.
|