Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.
В ходе исследования мы поставили следующие задачи:
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
организация и проведение исследования;
интерпретация полученных данных, постановка вывода.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3
1.1. Синдром эмоционального выгорания 3
1.2 Самоэффективность 7
1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15
2.1. База и методы исследования 15
2.2. Результаты эмпирического исследования 17
2.3. Анализ полученных данных 21
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоциональное выгорание у студентов и их самоэффективность.docx

— 81.53 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра социальной и экономической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА»

на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ И ИХ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила: профессор Терехова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2013 

Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности 3

1.1. Синдром эмоционального выгорания 3

1.2 Самоэффективность 7

1.3 Взаимосвязь степени эмоционального выгорания и самоэффективности 11

Выводы по первой главе 14

Глава 2. Исследование степени выраженности фаз эмоционального выгорания в связи с уровнем самоэффективности личности у студентов 15

2.1. База и методы исследования 15

2.2. Результаты эмпирического исследования 17

2.3. Анализ полученных данных 21

Выводы по второй главе 22

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

 

Введение

Под самоэффективностью чаще всего понимается комплекс суждений человека относительно его способности  вести себя релевантно специфической  задаче или ситуации, вера в собственную  компетентность.

Самоэффективность является важным качеством для любого вида профессиональной деятельности, в том числе и учебной деятельности студента. На самоэффективность может  влиять множество факторов, таких, как, например, самооценка индивида или  профессиональные деформации, частота  которых во всех сферах жизни человека подчас поражает. Наиболее значительной деформацией, способной затронуть  самоэффективность личности, является синдром эмоционального выгорания, часто встречающийся в среде  студентов.

Актуальность  темы состоит в том, чтобы изучить  механизм взаимовлияния самоэффективности  личности на синдром эмоционального выгорания и наоборот, чтобы выработать тактику по возможной коррекции  негативных деформаций личности, препятствующих эффективности специалиста или, в данном случае, студента.

Объектом  нашей работы поставлена самоэффективность  личности.

Предмет работы – самоэффективность личности в связи с синдромом эмоционального выгорания.

В ходе исследования мы поставили следующие задачи:

  • подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данным проблемам;
  • подбор и анализ методов и критериев оценки исследуемого явления;
  • организация и проведение исследования;
  • интерпретация полученных данных, постановка вывода.

 

Глава 1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания личности и проблемы самоэффективности

    1. Синдром эмоционального выгорания

Термин  «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся  в интенсивном и тесном общении  с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

«Выгорание  — психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного  рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса», – М. Буриш.

По мнению А. М. Ричардсена, данные современных  исследований наглядно  показали, что  эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса,  что это  не просто «слабый» синоним более  устоявшихся обозначений данных симптомов.

Некоторые исследователи устанавливали связи с уже существующими моделями. Например, С. Е. Хобфол, Дж. Фриди  с теорией общего стресса, С. Т. Миер  с заученной беспомощностью и Адлер  с психодинамикой беспомощности y представителей помогающих профессий, Бандура с моделью самоэффективности и компетентности  и Д. Х. Малан с  компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий».

В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой  возможность психического выгорания  ограничивается представителями коммуникативных  профессий.  Эти же авторы разработали  опросник «MBI». В соответствии с их подходом синдром психического выгорания  представляет собой трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать  негативное отношение к клиентам или окружающим); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.

Японские  исследователи считают, что для  определения эмоционального выгорания  к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными  болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение).

Большинство специалистов признает необходимость  учёта именно трёх составляющих для  определения наличия и степени  «выгорания». При этом вклад каждого  из факторов различен (например, исключение фактора «редуцирование персональных достижений» сближает синдром  эмоционального выгорания с депрессией).

Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:

  • Напряжение включает симптомы –  переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;
  • Резистенция включает симптомы – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
  • Истощение включает симптомы – эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения.

Б. Пельман  и Е. Хартман выделили три главных  компонента эмоционального выгорания:

  1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
  2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
  3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

А. Пинес  и Е. Аронсон рассматривают синдром  эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание  – это состояние физического  и психического истощения, вызванное  длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

А. Чиром  считает эмоциональное  выгорание  комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или  утомления. Он полагает, что главный  фактор эмоционального выгорания –  это эмоциональное истощение, а  дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании  личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в  деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья. В противоположность предыдущим подходам, авторы одномерного подхода  не ограничивают эмоциональное выгорание  определённой группой специалистов.

П. Торнтон  обращается к выявлению связи  между уровнем эмоционального выгорания  и типом поведения преодоления. Поведение преодоления обеспечивается когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических внутренних и внешних требований, которые, по субъективной оценке, исчерпывают или превосходят ресурсы личности. Выявлены три стратегии поведения преодоления: две активные (овладение ситуацией путём её преобразования и преодоления эмоционального дистресса путём изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм или отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).

Путём факторного анализа на основе когнитивно-феноменологической теории стресса П. Торнтон выделено восемь подвидов поведения преодоления. Если к пассивным отнесён только один подвид (эскапизм как уклонение  от решения проблем), то к активным – семь, объединяя две (планомерное  решение проблем и путь конфронтации) в проблемно-сфокусированные стратегии, а пять остальных (дистанцирование  – изменение масштабов происходящего  в сторону преуменьшения, самообладание, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности за происходящее, позитивная оценка ценностей – отыскание  положительного в происходящем) –  в эмоционально-сфокусированные  стратегии.

Противоречия  обнаружились в данных в связи  между типом поведения преодоления  и уровнем эмоционального выгорания, полученных разными авторами. Так  с низкой степенью эмоционального выгорания  связывают активные стратегии поведения  преодоления, а с высокой степенью – пассивную и, наоборот, активные формы поведения преодоления  указывают как не снижающие степень  эмоционального выгорания, а эмоционально-сфокусированные  стратегии поведения преодоления  – как ассоциируемые с более  высоким уровнем эмоционального выгорания.

Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что  является защитной реакцией организма  на психологические стрессы.

 

1.2 Самоэффективность

Самоэффективность  — вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации, один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.

Самоэффективность, совместно с  окружающей средой, предыдущим поведением и другими характеристиками личности определяет настоящее поведение индивида.

В своем концепте ожиданий Бандура  различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation). Самоэффективность — не то же самое, что ожидания относительно результатов или последствий своих действий. Это уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия, тогда как предположения о результате относятся к тому, что он думает о возможных последствиях своей деятельности.

Самоэффективность принято разделять  на ряд подвидов относительно сферы, к которой применяется само понятие  самоэффективности:

  • Поведенческая самоэффективность — оценка собственной способности справиться с определенными конкретными задачами в той или иной конкретной ситуации. Суждение о действиях, которые «я могу» совершить. Влияет на выбор той или иной стратегии действий.
  • Социальная самоэффективность — то же самое касательно построения межличностных отношений. 
  • Академическая самоэффективность — тоже самое касательно способности построения теоретических концептов.

Самоэффективность подразумевает  способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.

Низкая самоэффективность — недостаток доверия собственным поведенческим способностям. Высокая самоэффективность способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий возможность проверить и подтвердить свои способности. Такая оценка ситуации вызывает мобилизацию ресурсов организма, приток активности, помогающий разрешить поставленную задачу.

Информация о работе Связь эмоционального выгорания личности и самоэффективности личности