Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:05, контрольная работа
Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.
Введение 3
1.Требования, предъявляемые к психотерапевту, работающему с семьей 5
2.Семейная психотерапия и семейное консультирование 7
3.Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 10
4.Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии 12
Вывод 18
Список литературы 20
Содержание
Введение 3
1.Требования, предъявляемые к психотерапевту, работающему с семьей 5
2.Семейная психотерапия и семейное консультирование 7
3.Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина 10
4.Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии 12
Вывод 18
Список литературы
Введение
Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.
Со второй
половины 20 века стали интенсивно развиваться
психологическое
Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.
Сегодня развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей.
Главным принципом психотерапевта можно считать такое высказывание: "Я не могу за Вас решить многие Ваши проблемы, особенно семейные. Вам обязательно нужно научиться самим решать эти проблемы, приобрести для этого нужные знания и навыки. Но зато, когда Вы все это приобретете, моя помощь может оказаться для Вас весьма полезной. Я смогу Вам что-то подсказать, посоветовать, поддержать".
В результате такой постановки вопроса удается избежать психотерапевтически крайне неблагоприятной ситуации, когда семья пассивно ждет помощи от терапевта. Вместо этого она настраивается на активный поиск решения своих проблем с помощью терапевта.
1.Требования, предъявляемые к психотерапевту, работающему с семьей
Различные
исследователи стремятся
1) Освоить педагогический подход.
Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.
2) Уметь
прояснять цели семьи.
3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.
Психотерапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.
4) Честно
признавать границы своих
5) Работать в единой команде с семьей. Психотерапевт должен развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы помочь семье как можно лучше понять, что происходит с идентифицированным пациентом, сам же старается учиться у семьи.
6) Акцентировать
возможности семьи, ее
Существует немало семей, которые научились справляться с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Психотерапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.
7) Уметь
правильно реагировать на
Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко скрыты, подавлены и в любой момент вырваться наружу - в приступах отчаяния и ярости, в обидах и обвинениях. Психотерапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией.
8) Помогать здоровым членам семьи думать о себе, о своем личностном развитии.
9) Дать
членам семьи наиболее полную
информацию о самых различных
возможностях семенной
10) Помочь в психологическом самообразовании. Психотерапевт должен хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную для неспециалистов. Он должен иметь ясное представление о курсах и семинарах, где члены семьи могут приобрести необходимые им знания и навыки.
11) Обеспечивать
информацией о местных
Необходимо
всячески стимулировать семьи
12) Лично участвовать.
Психотерапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.
2. Семейная психотерапия и семейное консультирование
Создание
психологической службы, закрепленное
в системе образования
В психологической
службе и психологической практике
семейная психотерапия востребована в
связи с консультированием
- увеличение
спонтанности высказываний
- закрепление новых способов общения в семье;
- разрушение внутрисемейных стереотипов;
- осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена;
- понимание семьей своего единства, взаимозависимости;
- возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их.
Семейное
консультирование как разновидность
психологической помощи семье, имеет
свои отличительные признаки, границы
и объем вмешательства. Оно развивалось
параллельно с семейной психотерапией,
и эти два вида профессиональной
деятельности взаимно обогащали
друг друга. Семейное консультирование
ставит своей целью изучение совместно
с консультантом запроса или
проблемы члена (членов) семьи для
изменения ролевого взаимодействия
в семье и обеспечения
Принципиальное
отличие психологического консультирования
от психотерапии заключается в отказе
от концепции болезни, в акценте
на анализе ситуации и аспектов ролевого
взаимодействия в семье, на поиске личностного
ресурса субъектов
Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой - рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса, системное направление (Б.Ф. Скиннер, С. Минухин) и эмпирическое (К. Витакер, В. Сатир).
Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования представителями различных школ семейной терапии, сформулировали следующие принципы и правила семейного консультирования:
1) Установление
контакта (раппорта) и присоединение
к пациентам. Достигается с
помощью соблюдения
2) Сбор
информации о проблеме
3) Обсуждение
психотерапевтического
4) Уточнение
проблемы клиента с целью
5) Проведение
собственно консультирования. Необходимо
укрепить веру клиентов в
а) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: "Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?", "Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?" и т.п.
6) Совместный поиск новых шаблонов поведения - "веера решений". Консультант предлагает следующие вопросы: "Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?", "Что вы смогли бы сделать еще для ее решения? и т.п.
б) "Экологическая проверка" (Бэндлер Р., Гриндер Д., 1995); консультант предлагает членам семьи представить себя в исходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние (Психотерапевтическая энциклопедия. 1998, с.301).
7) Приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по "страхованию результата". Клиенты получают от консультанта домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов.
В настоящее время уже имеется значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, консультации по вопросам семьи и брака и многое другое. Кроме системы здравоохранения, семейные консультанты появились и в системе образования - в психологических центрах, непосредственно в школах.
Ряд авторов отводят работе школьного психолога с семьями учащихся значительное место. Для этого разрабатываются программы, план-схемы проведения семейных встреч, занятий и пр. Так, Овчарова Р.В. (1996) в обязательном порядке вводит в план работы школьного психолога на день индивидуальные консультации с родителями, групповые обсуждения семейных проблем ("Школа для родителей"), предлагает использовать коррекционные родительские группы. Дубровина И.В. (1998) подчеркивает необходимость психологического просвещения родителей, направленного на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обязательность групповых и индивидуальных консультаций по вопросам правильного общения и воспитания детей.
3.Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина
А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы:
1. Фаза
концентрации на ребенке. Цель
этой фазы - дать понять ребенку,
что в лице психолога он
имеет сильную поддержку, и
должен высказать свои