Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 09:08, статья
Понятие семьи в различных источниках имеет свое определение, например толковый словарь В. И. Даля описывает семью, как родителей живущих с детьми [2], на первый взгляд такое короткое, обычное и казалось бы понятное определение для всех, оказывается для детей – сирот чем – то незнакомым для одних, страшным для других и все-таки очень желанным для большинства.
Семья - как незыблемая ценность для воспитанников детского
дома
- школы
Н.А. Маланкина,
ГОУВПО
«МГУ им. Н. П. Огарева»
Понятие семьи в различных источниках имеет свое определение, например толковый словарь В. И. Даля описывает семью, как родителей живущих с детьми [2], на первый взгляд такое короткое, обычное и казалось бы понятное определение для всех, оказывается для детей – сирот чем – то незнакомым для одних, страшным для других и все-таки очень желанным для большинства.
Авторы многочисленных исследований, проводившихся как в России, так и за рубежом, и посвященных проблеме материнской депривации, приходят к одному и тому же выводу, который в крайнем своем выражении звучит так: «Лучше плохая семья, чем самое лучшее воспитательное учреждение» [3].
Дети – сироты - это по настоящему трагический мир. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в закрытых учреждениях, не способно полностью реализовывать их интересы и права. Отрицательный социальный опыт, плохое состояние здоровья, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие искажение самосознания и деформация личности - это багаж с которым дети попадают в детские дома, так как основной контингент детских домов это социальные сироты то есть при живых родителях. Без любви родителей, при материнской депривации неизбежны провалы в социализации детей, поэтому в большинстве случаев - это люди, лишенные сострадания и не способные к самостоятельной жизни в обществе. П. Сорокин доказал прямую зависимость биологического и умственного развития детей [8], состояние их здоровья от количества энергии любви со стороны родителей и воспитателей.
Л.М. Шипицына, Е.И. Козакова указывают в своих работах на то, что самое драматичное последствие сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы.
Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической сфере ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка, в результате материнской депривации снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом при этом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85 - 92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным умственным развитием не превышает 8 - 10%.
Помимо задержек интеллектуального развития, формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия стремления к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов [9].
Общее развитие таких детей происходит довольно медленно и дисгармонично. Они инфантильны, неуверенны в себе, в своих возможностях, проявляют высокую зависимость от других людей, их интересы ограничены. В условиях материнской депривации такие дети лишины родительской любви, что приводит к тяжелейшим эмоциональным переживаниям. Они вырастают холодными, черствыми. Эмпатийный дефект отражается на всех сферах, оказывая существенное влияние на формирование эгоистической направленности личности.
Личность формируется с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения и указывают на преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций» [7]. Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения - ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией - тенденция к излишне бурному реагированию, обиде.
Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Все те же ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми (вызванную дефицитом такого общения в сиротском учреждении). Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверх ценность последнего и создает специфический тип общения со взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками.
На наш взгляд основной задачей детских домов является максимальное приближение условий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни, сглаживая последствия материнской депривации. Одно из эффективных направлений воспитания детей-сирот -расширение количества семейных детских домов, а также использование в большем масштабе форм опекунства и попечительства, усыновления. Наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России к сожалению продолжает оставаться детский дом.
Л.М. Шипицына, Е.Е. Чепурных и др., анализируя современное состояние системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отличают следующие проблемы в деятельности интернатных учреждений [9]:
- перегруженность и недостатки в медицинском обслуживании;
- неблагоприятная
адаптация воспитанников,
- слабая
координация ведомств и служб
государственной поддержки
- система
воспитания в приютах
Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни и воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства, рождая целое социальное пространство наследуемой депривации.
На наш взгляд наиболее актуальным и сложным, для воспитанников детских домов является – семейная социализация - в связи с отсутствием положительного примера собственных родителей. Возникает необходимость привития сиротам чувства привязанности, заботы, защищенности, умения строить длительные доверительные отношения. Поэтому задача детского дома, кроме всего прочего, состоит в попытке, если не восстановить, полностью возместить, то хотя бы компенсировать утраченные ребенком семейные связи.
Значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации ребенка трудно переоценить [5]. Именно в семье дети с раннего возраста ощущают себя активной частицей общества, окружающего их мира. Разговоры об «отмирании» семьи, которые идут среди некоторых социологов, не учитывают три важнейших обстоятельства.
Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни.
Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Это весьма существенно. Имеются данные о том, что воспитанники даже самых хороших дошкольных детдомов в некоторых аспектах своего развития отстают от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. Причина проста: они практически изолированы от откровенных разговоров взрослых. И это замедляет их ознакомление с некоторыми сторонами социальной жизни (отношения между взрослыми на работе, цена денег и т.п.). Неслучайно развитие системы общественного воспитания (детского дома, школы-интерната и т.п.) сочетается у нас с попытками имитировать семейную жизнь для детей, лишенных родителей (усыновление или разовые уикенды с семьей одноклассника и т.п.).
В-третьих, родительские чувства и забота о детях - естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность. Как ребенок нуждается в том, чтобы о нем заботились, и это дает ему ощущение надежности и прочности мира, так взрослый человек испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значительность. Полнее всего это проявляется именно в родительских чувствах. Как пишет американский социолог Д.Боссард, «семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти «дары» детей заключаются: 1) в обогащении внутрисемейных связей; 2) в расширении круга интересов семьи; 3) в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь; 4) в возможности возвращения к пройденным этапам жизни; 5) в контроле за развитием новой человеческой личности; 6) в более глубоком понимании жизни и «истинного смысла жизни» [1]. Конечно, значение и соотношение этих чувств и моментов может изменяться, но нет оснований думать, что человечество вообще от них откажется.
Ребенок-сирота, так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. В соответствии со взглядами функционалистов [6], в частности, Т.Парсонса, освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит, и усвоение той или иной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднено и требует индивидуального педагогического воздействия. При этом нельзя не учитывать, что у детей, живущих в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие личностных новообразований, а формирование некоторых принципиально иных механизмов, особенно в социально-эмоциональной сфере, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях. Это, по-видимому, происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатному учреждении зачастую не требует от личности ребенка той ее функции, которую она выполняет или должна выполнять в жизни нормальной семьи.
Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Г.С.Красницкая считает, что в структуре ценностей детей-сирот семья остается незыблемой [4]. При этом желание иметь близких, потребность в семье и сотворение идеала семьи у детей-сирот выражены острее, чем у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Отсутствие или недостаточный опыт жизни в семье способствуют идеализации взаимоотношений в семье, образа семьянина. Этот идеал носит зачастую расплывчатый характер, не наполнен конкретными бытовыми деталями.
В представлениях детей-сирот чаще всего складываются две модели семьи: положительная и отрицательная. С положительной моделью семьи связано радостное эмоциональное состояние ребенка - ожидание праздника; ребенок идеализирует свой жизненный опыт воспитания в семье, часто не может конкретизировать свое мироощущение, свое понимание положительной модели семьи.
Несмотря на то, что 90% детей - это сироты при живых родителях, что родители эти добровольно или на основании решения суда не воспитывают своих детей, часть выпускников сохраняет установку на родителей и хотят вернуться в семью.
Несмотря на неблагополучие в семье, аморальность родителей, добровольный отказ от ребенка, дети часто тоскуют по живым родителям, тоскуют по семье. Эти дети часто убегают к родителям, а потом возвращаются обратно в детский дом, но при этом бережно хранят семейные реликвии (фотографии, личные домашние вещи, игрушки, письма). Многие дети предпринимают попытки разыскать свою семью, родственников, когда их адрес неизвестен.
У некоторых детей-сирот складывается отрицательная модель семьи, в которую они вкладывают совершенно конкретное содержание, конкретный образ того, какими качествами не должны обладать муж, жена, мать, отец; какими не должны быть их взаимоотношения, их отношения к детям. Чаще всего эта группа детей-сирот отвергает горе-родителей и выражает стремление никак не походить на них [5]. Выделяется и группа детей, которая жалеет своих непутевых мам и мечтает, став взрослыми, помочь им стать на ноги, исправится.
Нами проводился опрос на базе Рузаевского
детского дома – школы среди учителей
по поводу того нравиться ли детям усыновленным
приемными родителями, или у которых родители
восстановились в родительских правах,
в семье или в детском доме лучше? Как повествуют
учителя, так как они прослеживают дальнейшую
семейную адаптацию своих учеников, ответ
большинства детей звучит так: «В детском
доме хорошо, но дома мама». Мы считаем
этот короткий ответ еще раз говорит о
том, что не какая материальная благоустроенность
и достаток не заменят материнской любви
и заботы и что когда заходит вопрос о
том лишать родительских прав или нет,
не надо основываться на собственных суждениях
по поводу материального и социального
положения семьи, а во главу угла ставить
интересы ребенка.
Литература
1
Бреева Е.Б. Социальное
сиротство. Опыт социологического
обследова
ния/ Е.Б.Бреева // Социол.
исслед. - 2004. - № 4. –
С 44-51.
Информация о работе Семья как незыблемая ценность для воспитанников детского дома- школы