Семья как субъект воспитания и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Общее представление о личности…………………………………………4
Семья как субъект педагогического взаимодействия……………………5
Функции семьи……………………………………………………………..8
Семейное воспитание……………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Общее представление о личности…………………………………………4

Семья как субъект педагогического  взаимодействия……………………5

Функции семьи……………………………………………………………..8

Семейное воспитание……………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованных источников……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для  него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится  столько о нем. И вместе с тем  никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья.

Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую  роль. У тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют  своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса  неполноценности; несдержанный отец, выходящий  из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее представление о личности

 

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «личность», «человек» в науке нередко  употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое  узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Структура личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально  устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.  Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества  охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Семья как субъект педагогического  взаимодействия

 

Семейная психология – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

Предмет семейной психологии – специфика  психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных  взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни  в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся  образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так  и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует  преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

Семья – это основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между  супругами, родителями и детьми, детей  между собой.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду  жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
  • социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи  прошлых времен не только иной экономической  функцией, но и – что для нас  еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических  функций. Отношение детей и родителей  в течение последних десятилетий  меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят  из двух поколений – родителей  и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут  отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно  пользоваться опытом и поддержкой предыдущего  поколения, да и применимость этого  опыта часто проблематична. Таким  образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями-сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе  семей (кроме деревень и малых  городов) сведен к минимуму. Повысился  статус женщины в связи со ставшей  типичной ее руководящей ролью в  семье (в домашней хозяйстве) и внедомашней  занятостью.

В-третьих, поскольку отношения  супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности  друг к другу, поскольку резко  повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать  которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и  проблематичнее стали отношения  детей и родителей. Дети рано приобретают  высокий статус в семье. Дети нередко  имеют более высокий уровень  образования, они имеют возможность  проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время  они наполняют занятиями, принятыми  среди сверстников, и далее не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет  родительской власти сегодня часто  не срабатывает – на смену ему  должен приходить авторитет личности родителей.

Решающую роль в эффективности развития человека на том или ином возрастном этапе играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и  подростковом возрастах ее влияние  остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции  уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это  влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс  половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и  на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и  во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный  семьи, интересы ее членов сказываются  на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования  и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет  важное значение в овладении человеком  социальными нормами, а когда  речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи  становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор  супруга и характер общения в  семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве  пережили недостаток внимания или которым  не удалось успешно решить в семье  свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную  связь.

В-пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а  также определяющих его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и  способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую  роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что  ее одобрение, поддержка, безразличие  или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему  или мешают искать выходы в сложных  ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять  в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и  способы того и другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции семьи

 

Существование семьи, как  и все социальных институтов, обусловлено  общественными потребностями. Как  и все социальные институты, семья  представляет собой систему действий и отношений, необходимых для  существования и развития общества. Дадим определение семьи - это  малая социальная группа, члены которой  соединены браком или кровным  родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической  наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим  звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами  жизнедеятельности людей.

Социальные функции семьи  обусловлены не только потребностью общества, но и потребностью самой  семейной организации. Как тот, так  и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи  связан с отмиранием одних и формированием  других функций, с изменением, как  масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при  всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве  населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого  воспроизводства.

Информация о работе Семья как субъект воспитания и развития личности