Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Известный отечественный социолог Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.
Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Семья – основные понятия, принципы, особенности…………………………….4
2. Особенности семейного воспитания и взаимодействие и влияние
социокультурной среды на формирование личности……………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Predmet_PSIKhOLOGIYa_semya (1).docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема «Семья как  субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности»

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Семья – основные понятия, принципы, особенности…………………………….4

2. Особенности семейного воспитания и взаимодействие и влияние

 социокультурной среды  на формирование личности……………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………………….15

 

 

Введение

 

Семья, как ячейка общества зародилась очень давно. На эту тему написано немало трудов. В связи с тем, что семья – это, как маленькое общество с людьми родственными по крови, а порой и не всегда, разных по возрасту и мировосприятию, но проживающими на одной территории. И в этом маленьком обществе происходят различные события, которые ученых и исследователей заставляют задумываться о многих ситуациях происходящих в обществе. Не зря говорят, что все воспитание и отношение в некоторым вещам происходит из семьи, как в семье относятся к той или иной ситуации поступку, так и в обществе человек себя может повести.

Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и  мотивов деятельности ребенка. В  качестве мотивов деятельности детей  на различных стадиях жизни семьи  могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.

Известный отечественный  социолог Баранов С.П. определяет семью  как основанное на браке и кровном  родстве объединение людей связанное  общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а  также их родственников, семью следует  рассматривать не просто как брачную  группу, но и как социальный институт.

Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического  взаимодействия.

 

  1. Семья – основные понятия, принципы, особенности

 

Определений слову семья  существует множество, поэтому остановимся на одном из возможных определений, семьи, оно гласит:

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.

Но семья это не только малая группа, но и социальный институт. Не случайно, что важнейшей функцией семьи считается первичная социализация детей. Первый социальный опыт ребенок присваивает под влиянием ближайшего окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие. И решающую роль в этом играет семья.

Под социальным институтом понимается организованная система  связей и социальных норм, которые  объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении  под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными  процедурами – стандартизированные  образцы поведения в групповых  процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение  осуществляется и удерживается в  определенных рамках.

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с  помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт –  это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко  разработанной идеологии; система  правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Выделяют определенный ряд  функций семьи:

Репродуктивная - Удовлетворение потребности в детях с точки зрения родителей (т.е. индивидов). Биологическое воспроизводство общества с точки зрения общественных потребностей.

Воспитательная - самореализации в детях для индивидов. Поддержание культурной непрерывности общества.

Экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Организация быта - известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.

Организация досуга - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми  членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом  социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков  санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - семья  оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение  всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и  других взрослых членов семьи), побуждающее  их активно заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая  функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи  между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных  и духовных сил человека после  трудового рабочего дня. В нормально  функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности  рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Регулятивная функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между  полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный  контроль над соблюдением членами  семьи общественных норм личной, групповой  и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она  формирует у ребенка представление  о социальных связях и включает в  них его с рождения. Отсюда следующая  важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в  детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана  с естественной и социальной сущностью  семьи как воспроизводства человеческого  рода, а также с хозяйственно-экономической  функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального  обеспечения и ухода за ними.

Коммуникативная функция. Все  большее значение социологи придавали  и придают коммуникативной функции  семьи. Можно назвать следующие  компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере  досуга, кроме того, удовлетворяет  определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция  ориентированна на оптимизацию организации  свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи  в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий  характер.

Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так  как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также  эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она  осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных  потребностей супругов.

 

  1. Особенности семейного воспитания и взаимодействие и влияние социокультурной среды на формирование личности

 

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Между тем, как и любая другая значимая деятельность, она требует знаний, овладения способами действий, то, что мы можем назвать педагогической культурой родителей. Она включает в себя знания по психологии, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения.

Воспитание в рамках семьи, так же как и воспитание в рамках образовательной системы должно основываться на принципах гуманистической  психологии. Она подразумевает, что, во-первых, начинать воспитание надо с  себя. Поскольку развитие детей начинается с идентификации себя с родителями, то пример, который мы подаем своим  детям, является определяющим в системе  семейного воспитания. Более того, те негативные установки или модели поведения, который ребенок усваивает  в семье, никакие социальные институты  скорректировать бывают не в силах.

Гуманистическая психология предлагает ряд методических приемов  общения с детьми на основе развивающей  помощи. Рекомендуется проявлять  «пристальное внимание» к ребенку, то есть интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений; овладеть методикой Я-высказывания, активного слушания и другими приемами общения, которые формируют в ребенке самосознание, способность к принятию решений, нравственному выбору и одновременно ответственность за свой выбор. Суть стратегии развивающей помощи состоит в том, чтобы не решать за ребенка его проблемы, а помочь ему осознать их и самому решить, что обеспечивает личностный рост ребенка.

Основные функции обучения: образовательная, о которой мы уже много говорили, она связана с формированием системы знаний и способов действий, воспитательная и развивающая.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Обучение воспитывает всегда, но реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

Развивающая функция. Развивающий  характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального  процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая  функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта  специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее  других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую  функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности