Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 01:45, реферат
Выбранная нами тема актуальна тем что, дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом.
Введение
Актуальность
Выбранная нами тема актуальна тем что, дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будет получение ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического и экологического воспитания в значительной степень зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное познание окружающего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Значительная часть трудностей,
возникающая перед детьми в ходе
начального обучения, связана с недостаточной
точностью и гибкостью
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с « живого созерцания», с ощущения и восприятия. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знание о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но ещё и потрогать его, погладить, то есть обследовать тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить материал. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов слуховой, зрительный, тактильный и другие, то в процессе получения новой информации, успешнее будет её усвоение. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечал Б. Г. Ананьев, « самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследования в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер и многие другие .
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф.Фребель, О.Декроли, М.Монтессори), а также отечественные педагоги ( Е.И. Тихеева, А.П.Усова, Н.П.Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из сторон дошкольного воспитания.[венгер и пилюгина стр3]
Цель исследования
Задачи
Предмет
Объект
Гипотиза
Значительный вклад в становление и развитие системы сенсорного воспитания внес немецкий педагог Фридрих Фребель. Пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию природных данных ребенка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, так называемые «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий -игр с мячами и геометрическими телами- шариками, кубиками, брусками. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия, движения, формы, цвета, величины в процессе детских «построек». Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить строительные игры из кубиков и веточек. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.
Педагогическая деятельность Ф.Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах многих педагогов.
Мария Монтессори- итальянский врач, педагог, теоретик дошкольного воспитания. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры- все было подчинено одной цели- развитию органов чувств. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет- различать все это надо научить ребенка. Монтессори писала: «Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразие качества предметов, а в том, чтобы он уточнил свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением». Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств. Она подробно описывает методику развития тактильного чувства, хроматического, чувства зрения, слуха.
Педагогика Монтессори и сегодня применяется детских садах.
Большой вклад в развитие системы сенсорного воспитания внесли и отечественные педагоги. Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в творчестве Елизаветы Ивановны Тихеевой. Создавшая оригинальную систему дошкольного воспитания.
Большое значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы,- писала она.- Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор».
Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления нужно рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение с взрослыми и сверстниками, самопознание окружающего мира - как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей рассматривала в непрерывном единстве.
Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в играх и занятиях отводила воспитателю.
Подчеркнула тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Манасеина М.М.- женщина-врач, доктор медицины, писательница. Её труд: «О воспитании детей в первые годы жизни».
Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств- по постулат концепции М.М. Манасеиной. Разработала систему приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования Александры Платоновны Усовой (1898-1965). Которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияние на умственного развитие ребенка.
Решая проблему сенсорного развития, А.П.Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики.
Леонид Абрамович Венгер- выдающийся отечественный психолог, разработавший оригинальную концепцию познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Безусловная заслуга Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных особенностей детей-дошкольников.
Сенсорное воспитание - это составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущения восприятия; происходит в процессе познание ребенка предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центрального мозговых частей анализаторов.
Сенсорное развитие предполагает
формирование у ребенка процессов
восприятия и представлений о
предметах, объектах и явлениях окружающего
мира. Малыш рождается на свет
с готовыми к функционированию органами
чувств. Но это лишь предпосылки
для восприятия окружающей действительности.
Полноценное сенсорное развитие
осуществляется только в процессе сенсорного
воспитания, когда у детей целенаправленно
формируются эталонные