Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:41, контрольная работа
Ситуация 1.
Свидетель, столкнувшийся с подозреваемым в лифте, испытывает трудности в описании его словесного портрета. Сотрудник милиции настаивает на том, чтобы он хоть что-нибудь вспомнил и рассказал.
Ваши действия?
Ситуация 2.
Для уточнения времени, когда была совершена кража вещей из квартиры, допросили свидетельницу 65-ти лет, которая в это время находилась на лавочке у подъезда. Она показала, что хозяин квартиры ушел около 30 минут назад, а через 5 минут после него воры вынесли ценные вещи. На вопрос, сколько времени продолжался допрос, свидетельница ответила, что допрос длился около 20 минут, хотя все следственные действия продолжались не более 5 минут. Сотрудник милиции решил, что у свидетельницы искажено восприятие времени и пренебрег ее показаниями.
Ваше решение?
Ситуация 3.
Пьяный С. беспричинно приставал к гражданам, нецензурно выражался. Встретив Иванову, находившуюся на 7-ом месяце беременности, он оскорбил ее, когда она попыталась что-то сказать ему в ответ, сильно ударил. Муж Ивановой, увидев это, поднял с земли арматурный прут и ударил им С. по голове, от чего С. скончался. Расследуя это дело, следователь обратился к эксперту с вопросом: “В каком эмоциональном состоянии находился муж Ивановой?”
Ваше решение?
Уважаемый студент!
Вы изучили дисциплину «Юридическая психология»
Мы предлагаем Вам выполнить практические задания, чтобы более достоверно определить степень Вашей подготовленности по данной дисциплине. Полная аттестация Вас по данной дисциплине будет осуществляться только после выполнения Вами данного сборника практических заданий.
Просьба писать аккуратно и разборчивым почерком!
Сборник практических заданий
по дисциплине «Юридическая психология»
Ситуация 1.
Свидетель, столкнувшийся с подозреваемым в лифте, испытывает трудности в описании его словесного портрета. Сотрудник милиции настаивает на том, чтобы он хоть что-нибудь вспомнил и рассказал.
Ваши действия?
Для получения хотя бы какой-нибудь информации от свидетеля , юристу необходимо учесть все характеристики свидетеля: пол, возраст, уровень интеллекта, так как люди в зависимости от того или иного из этих признаков по разному воспринимают ситуацию, запоминают людей и события. Затем необходимо также войти в доверие свидетеля, побудить партнера к активному обмену информацией, установить координацию общения, т.е. общие планы, действия, установить постепенно, не настойчиво взаимопонимание, возможно использовать завуалированные , наводящие вопросы, отвечая на которые свидетелю не пришлось бы напрягаться и переживать о том, как бы не дать недостоверную информацию. Юристу необходимо знать психологию людей и действовать не на получение любого результата, а именно достоверной информации. , быть очень наблюдательным.
Необходимо учесть, что свидетель находился очень близко и это затрудняет его возможность описать подозреваемого , так как в лифте свидетель не могла разглядеть лицо и скорее всего и не разглядывала, в силу того, что это не прилично рассматривать человека в упор на предельно близком расстоянии. Юристу нужно помочь свидетелю постараться вспомнить хотя бы экспрессию подозреваемого и отталкиваться уже от этого.
Ситуация 2.
Для уточнения времени, когда была совершена кража вещей из квартиры, допросили свидетельницу 65-ти лет, которая в это время находилась на лавочке у подъезда. Она показала, что хозяин квартиры ушел около 30 минут назад, а через 5 минут после него воры вынесли ценные вещи. На вопрос, сколько времени продолжался допрос, свидетельница ответила, что допрос длился около 20 минут, хотя все следственные действия продолжались не более 5 минут. Сотрудник милиции решил, что у свидетельницы искажено восприятие времени и пренебрег ее показаниями.
Ваше решение?
Не соглашусь с решением сотрудника полиции, так как если показания свидетеля о времени совершения кражи совпадают с длительностью следственных действий, то почему не считать их возможными и не принять к рассмотрению в судебном заседании.
Ситуация 3.
Пьяный С. беспричинно приставал к гражданам, нецензурно выражался. Встретив Иванову, находившуюся на 7-ом месяце беременности, он оскорбил ее, когда она попыталась что-то сказать ему в ответ, сильно ударил. Муж Ивановой, увидев это, поднял с земли арматурный прут и ударил им С. по голове, от чего С. скончался. Расследуя это дело, следователь обратился к эксперту с вопросом: “В каком эмоциональном состоянии находился муж Ивановой?”
Ваше решение?
Необходимо изучить, оценить
эмоциональное состояние
Ситуация 4.
Гр. П. была известна несдержанным и сварливым характером. Ссорясь с родными и близкими, а также соседями, она кричала на весь дом, что ее все обижают, заставляют жить в нечеловеческих условиях, не ценят и не любят. Окружающие и особенно родные старались ей не перечить. Когда в их квартиру поселилась соседка, решительно не потерпевшая подобного обращения, ссоры между нею и гр. П. стали постоянными. В очередной раз ссора вспыхнула из-за того, что гр. П. высказала подозрение, что соседка крадет из ее кухонного шкафа продукты. После взаимных оскорблений гр. П. перешла к угрозам физического воздействия, а когда соседка заявила, что не боится, ударила ее сковородкой по голове. Соседка упала, а гр. П., выбежав на улицу, стала громко кричать, что ее избили, рвала на себе волосы и плакала.
Дайте оценку индивидуально-психологическим особенностям гр. П.
Темперамент гражданка П. можно отнести к типу «холерик». Люди с таким темпераментом – холерики – безудержные, сильные, неуравновешенные и очень подвижные, характеризуются неустойчивым эмоциональным поведением, им присуща ригидность, агрессивность, эгоизм, доходящий до эгоцентризма. По отношению к другим людям она враждебна и агрессивна, по отношению к труду скорее всего – ленива, по отношению к обществу, закону – асоциальна. Ее общественная опасность формировалась уже до момента совершения преступления, она нарастала постепенно – это и ее недисциплинарное поведение и административные правонарушения(ненадлежащее поведение в многоквартирном жилом доме). Мне кажется, что акцентуация ее характера относится к истероидному типу, так как главные его черты – это жажда внимания к себе, эгоцентризм. Такие личности относятся к возбудимому кругу, им характерны: вспыльчивость, раздражительность, легкое возникновение приступов гнев, аффектации . Многих из них отличает обидчивость, угрюмость, жестокость, злопамятность, взрывной тип реагирования на внешние препядствия. Часто совершают преступления против общественного порядка, что и наблюдается в предложенной ситуации.
Ситуация 5.
В юридическом коллективе, где ожидается реорганизация и сокращение штата сотрудников, образовались несколько противоположно направленных микрогрупп. Часть из них самоустранилась от исполнения своей профессиональной деятельности, встала на путь неповиновения, занялась поиском нового места работы. Указания руководства эта часть исполняла без всякой инициативы, в своем кругу позволяла критиковать руководство. Требования внутреннего распорядка в целом соблюдались. Появилось несколько серьезных конфликтов между сотрудниками, причем эти конфликты все чаще переходили из области служебной деятельности в область межличностных отношений. Эффективность совместной юридической деятельности резко снизилась. Стали проявляться отдельные случаи нарушения трудовой дисциплины и попыток неповиновения руководству. Во главе отрицательно настроенных микрогрупп оказались опытные, но уже предпенсионного возраста юристы.
Ваши действия?
Можно сказать, что данные микрогруппы имеют своих «главарей», целью которых является отстаивание своих позиций на работе и защита своих рабочих мест. Так как именно они попадают под угрозу потери своих рабочих мест при сокращении, относясь к предпенсионному возрасту. Остальные члены микрогрупп в какой-то степени являются для них средством воздействия на руководство, так как без организации этих недовольств, юристам предпенсионного возраста скорее всего трудно было бы отстоять свои права.
В данной ситуации руководству можно использовать метод убеждения, в основу котрого положен отбор и логическое упорядочение фактов и выводов. Убедить лидеров микрогрупп в бессмысленности их действий и доказать истинность своих утверждений и добиться согласия, заставить его действовать в своих целях.
Убеждение достигается следующими приемами:
- четкостью и определенностью обсуждаемых положений;
- выдвижением надежных, непротиворечивых аргументов;
- постановкой вопросов, требующих развернутых ответов (“почему”, “зачем”, “каким образом”);
- поэтапным, последовательным выдвижением аргументов;
- формулированием промежуточных выводов, резюме, где найден компромисс;
- тактичным объяснением
ошибочности взглядов
- недопущением нападок на личность, критика только аргументов.
Также можно попытаться понизить авторитет лидеров. Но с другой стороны можно пойти на компромисс с лидерами, а те в свою очередь, сами успокоят своих сторонников , без дополнительных усилий руководства.
Информация о работе Ситуационные задания по "Юридической психологии"