Словарь по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:30, методичка

Краткое описание

1. Тема» Психология как наука»
2. Тема» Общая характеристика психики человека»
3. Тема «Развитие психики в филогенезе»
4. Тема» Деятельность»
5. Тема »Общение»
6. Тема »Личность
7. Тема »Группа»
8. Тема »Познавательные процессы. Внимание »
9. Тема »Познавательные процессы. Ощущение»

Вложенные файлы: 1 файл

Психология словарик!!!.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

                           Тема» Психология как наука» 

  1.Наука -  одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании.                                             2.Закон обобщенное знание об устойчивых связях между явлениями, которые позволяют объяснить и предсказать реальность.                                                  3. Теория — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.                                                                                      4. Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.                                                                5. Предмет науки - это условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей.                                                                             6. Рефлексия : 1) размышление, самонаблюдение, самопознание.2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.                                                                  7.Субъективность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувств, убеждений и желаний. В философии термин обычно противопоставляется объективности.           8.Психология — это наука, изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами ,  на основе детального поведенческого анализа.                                          9.Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

            Тема» Общая характеристика психики человека»

10.Психика-особое явление, возникающее в мозге как своеобразное отражение действительности.                                                                     11.Сознание-высший уровень психического отражения, при котором человек знает, что с ним происходит и может себя контролировать , давать об этом словесный отчёт себе и другим.                                                12.Бессознательное-нисший уровень психического отражения, при котором человек не знает, что с ним происходит, и не  может себя контролировать ,давать об этом словесный отчёт себе и другим.                                                                                

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

                   Тема «Развитие психики в филогенезе»                                                                          

13. Онтогенез - процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека.                                                                                                                       14. Филогенез — историческое развитие человека, рода, племени.     15.Инстинкт) — форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы.                                                                                                 16. Навык—деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.                                                                                    17.Раздражимость - способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.                                                                                         18.Чувствительность - способность организма воспринимать различные   раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды, и реагировать на них.                                                                                                                                            

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Тема» Деятельность»

  19. Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои  потребности.                                                                                20.Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.                                                       21.Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.                                                                                   22.Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.                                                     23.Действие - целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане                                                                                            .24.Операция  — единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.                                                                                                           25 . УМЕНИЕ - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам.                    26. Индукция— процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.                                                                                    27. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ  НАВЫКОВ — негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение одного навыка затрудняет выполнение другого.                                                                                             28. Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.                                           29. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.                                                                               30. Экстериоризация — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.                                                                                                                       31. Локализация контроля (Дж . Роттер)- качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.                                                                                                         32. ИГРА — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.                                                              33.УЧЕНИЕ- процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида.                                                                    34.ТРУД - целесообразная человеческая деятельность, посредством которой люди создают определенные потребительские блага и обеспечивают свое существование. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

                      

                                   Тема »Общение»                                                                

35. ОБЩЕНИЕ - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга                                                                                                         .36. Коммуникативный компонент общения - представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами.                                                      37. Перцептивный компонент общения - восприятие человека другим человеком.                                                                                                                         38 .Интерактивный компонент общения – особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями.                                                                                                            39. Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления.                                                                            40. Эффект первого впечатления — мнения о человеке, которые сформировались у субъекта в первые минуты при первой встрече, влияют на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.                                                                                                               41. Эффект ореола — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления.                                               42. Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или галаэффект.                                           43. Идентификация — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.                                             44. Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование , в переживания другого человека.

 

 

 

 

 

                               

                                        Тема »Личность»                                                                                  

45. Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка - , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.                                                                                                                            .46. Индивид - человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.                       47.Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.                                                                      48. ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.                               49.Самосознание-процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.                                                      50.  Механизм психологической самозащиты личности (З.Фрейд , А.Фрейд)                                                                                                                51. Отрицание - форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании.                                       52. ВЫТЕСНЕНИЕ — один из видов защиты психологической — процесс, в результате коего неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи.                                                                                                 53. Проекция — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого  внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.                                                                       54. Рационализация— механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.                                                                                        55.Формирование контрастных реакций.                                       56.Компенсация- реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов .                                                                                                               

                           Тема »Группа»                                                                                                         

 

57.Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков

58.Деиндивидуализация -  Утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

59.Конформизм - Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

60.Стиль лидерства- типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных); способы и средства, применяемые лидером (руководителем) для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.                                                                                                              61. Авторитарный стиль- характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем действий ведомых.                          62.Демократичный стиль- отличается тем, что лидер, использующий подобный стиль, постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой.                                              63.Либеральный стиль — это форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он рядовой член группы.  Фактически, в данном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же группой персонально никто не руководит.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Тема »Познавательные процессы. Внимание »                         

64.Внимание - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.                                                                                         65.Объём внимания-  одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно.                    66.Распределение внимания- качество внимания, заключающееся в способности одновременно выполнять несколько видов деятельности.       67.Переключение внимания- это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета (или вида деятельности) на другой.    68.Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.                                       

Информация о работе Словарь по "Психологии"