Сновидения и методы их анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Сновидения и методы их анализа
Существует ли психика у червей, моллюсков, пчел?
Испытывают ли они боль?

Вложенные файлы: 1 файл

Сновидения и методы их анализа.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской федерации

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: Сновидения и методы их анализа

 

Студентки группы ЭТРп-10 КЧ

Разумовой О. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качканар

2013 

Сновидения и  методы их анализа

Сон - это состояние, предоставленное  нам природой и помогающее нашей  адаптации к окружающему миру.

Это мостик, с помощью  которого мы не только можем разбираться  в своем внутреннем мире, но и  находить ответы, причем весьма эффективные, на волнующие нас проблемы.

Стали хрестоматийными примеры, как химик Кекуле, затратив много времени и сил, в конце концов, нашел формулу бензола во сне, увидев обезьян, державших друг друга за хвосты и двигающихся в хороводе. Менделеев, после многих сознательных усилий найти порядок расположения элементов, увидел во сне ставшую впоследствии знаменитой таблицу элементов. У многих поэтов и музыкантов рядом с кроватью лежала ручка и бумага для записи произведений. Огромное множество музыкальных произведений, сюжетов картин и романов, стихотворений приходило людям искусства именно во сне и примеров можно привести множество.

Более того, каждый из нас  хоть раз в жизни сталкивался  с тем, что после мучительных  сомнений просыпался утром с ясным  и простым решением проблемы, с  осознанием того, как надо поступать  в сложившейся ситуации.

Еще в древности сновидениям  придавали огромное значение, достаточно почитать хотя бы Плутарха или Светония. Любое важное дело начиналось с обращения к оракулам для разъяснения снов, приснившихся накануне. Древние различали рядовые сны и пророческие или "вещие". Упоминания о вещих снах присутствуют во всех эпохах, в том числе и у славян.

О прозрачных или, как их еще называют, осознанных снах, в  которых ясновидящий может одновременно следить за событиями в сновидении и контролировать реальность, то есть снах, прозрачных для бодрствующего  сознания, упоминает еще святой Августин в 415 г., а в XII веке известный испанский  суфий Ибн-Эль-Араби говорил, что "человек должен контролировать свои мысли во сне". Тренировка этой способности может давать большую выгоду для каждого".

Примеры можно продолжать и продолжать. Много сведений о  снах и их влиянии на реальность заинтересованный читатель найдет в  книге К. Дю Преля "Философия мистики".

Однако по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался  с появлением работы З. Фрейда "Толкование сновидений" (1900 г.). "Для нас, молодых  психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег - предметом  насмешек" - писал К.Г. Юнг. Огромный вклад в изучение, расшифровку  и использование сновидений внес К.Г. Юнг и его школа. Юнг занимался  этой проблемой на протяжении всей жизни и, тем не менее, говорил, что  он только приоткрыл дверь в мир  бессознательного.

Бессознательное проявляет  себя посредством языка символов. Мы можем соприкоснуться с бессознательным не только в ходе непроизвольных поступков. Бессознательное может преодолеть пропасть между ним и осознающим разумом двумя способами. Один способ - это сновидения; другой - воображение. Душа создала эти сложные системы связи для того, чтобы бессознательное и сознание могли общаться друг с другом и вместе работать.

Бессознательное изобрело специальный  язык, который используется в снах и в воображении: язык символизма. Как мы увидим далее, внутренняя работа требует, прежде всего, понимания этого символического языка бессознательного. Стало быть, большую часть нашего времени мы должны посвятить работе со сновидениями, воображением и символизмом.

Многие попытки бессознательного связаться с нашим разумом заканчиваются неудачей. Бессознательное всплывет на поверхность снов, но очень немногие люди обладают информацией, необходимой для того, чтобы воспринять свои сновидения всерьез и понять их язык. Результаты деятельности бессознательного явно прослеживаются и в полетах нашего воображения: фантазия, словно гейзер, возникает на поверхности нашего осознающего разума, но мы едва замечаем ее; многие люди не замечают даже целых потоков фантазии, которые, подобно рекам, частенько бегут по краю их разума. Мы думаем, что мы «думаем», или мы думаем, что мы «планируем», но, чаще всего, мы просто грезим наяву, погрузившись на несколько минут в реку фантазии. Ну а потом мы выбираемся обратно на «сушу», то есть возвращаемся в физическую ситуацию, к неотложной работе, к людям, с которыми мы разговариваем.

Чтобы понять, что мы есть на самом деле, чтобы стать более  полноценными и более цельными человеческими  существами, мы должны отправиться  к бессознательному и установить с ним связь. В бессознательном содержится значительная часть нашего «я» и многие детерминанты нашего характера. Только приблизившись к бессознательному, мы получаем шанс стать по-настоящему мыслящими, полноценными, цельными человеческими существами. Юнг доказал, что жить более полной и насыщенной жизнью можно только в том случае, если приблизиться к бессознательному и понять его символический язык.

Мы вступаем с бессознательным  в партнерские отношения вместо того, чтобы постоянно воевать  с ним или сдаваться на его  милость.

Однако большинство людей  приближается к бессознательному не по своей воле. Они узнают о существовании бессознательного только тогда, когда у них возникают с ним проблемы. Современные люди настолько оторвались от внутреннего мира, что сталкиваются с ним, в основном, в результате психологического стресса. Например, женщина, которая думает, что у нее все под контролем, может впасть в ужасную депрессию и при этом не сможет ни стряхнуть это состояние, ни понять, что с ней происходит. Или мужчина может вдруг обнаружить, что жизнь, которую он ведет, пришла в полное противоречие с идеалами, таящимися в той части его существа, в которую он никогда не заглядывал. Он будет ощущать гнетущее беспокойство, но причину его определить не сможет.

Когда мы чувствуем необъяснимое противоречие, которое мы не можем  разрешить; когда мы попадаем в плен иррациональных, примитивных или  разрушительных эмоций; когда нас  поражает невроз, потому что наше сознание приходит в противоречие с нашим  инстинктом, тогда мы начинаем понимать, что бессознательное действительно  имеет место в нашей жизни  и нам надо встретиться с ним "лицом к лицу".

Исторически так сложилось, что Юнг и Фрейд вновь открыли  существование бессознательного посредством  неких патологопсихологических страданий пациентов, у которых распалась связь между уровнем сознания и уровнем бессознательного.

Юнг доказал, что бессознательное - это не просто приложение к осознающему  разуму, место, в которое загоняются «забытые» воспоминания и неприятные ощущения. Он изложил столь значительную модель бессознательного, что западный мир до сих пор не постиг всего  ее смысла. Он доказал, что бессознательное - это творящий источник всего, что  превращается в осознающий разум  и полную личность каждого индивидуума. Из сырого материала бессознательного рождается осознающий разум, который  потом взрослеет и расширяется  настолько, что включает в себя все  качества, которые мы потенциально несем в себе. Это из сокровищницы бессознательного мы черпаем силу и  качества, о возможности обладания  которыми даже не подозреваем

Юнг доказал нам, что и  осознающий разум, и бессознательное, играют решающую роль в поддержании  равновесие общего «я». Если равновесие между ними нарушается, то результатом  является невроз

Работа и исследования Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого  сознания. Это источник нашей человеческой способности логично мыслить, собирать информацию и чувствовать, бессознательное - это изначальный разум человечества, первичная матрица, из которой наш  вид получил осознающий разум, а  потом, в течение тысячелетий, развил его до сегодняшнего высокого уровня. Каждая способность, каждое свойство нашего функционирующего сознания, поначалу содержались в бессознательном, а потом нашли свой путь к уровню сознания.

Юнг предложил нам великолепное видение этой человеческой способности  к осознанию, видение ее роли и  значения Он увидел результат воздействия  на природу творящей силы. Он увидел космос, бредущий сквозь бесчисленное количество световых лет, чтобы, в конце  концов, дать рождение этому редкому  качеству, которое мы называем сознанием. Посредством человеческой расы огромная бессознательная душа Природы постепенно сделала одну свою часть осознающей. Юнг верил, что Бог и все силы творения трудились в течение долгого времени, чтобы привнести сознание во вселенную, и что роль человеческих существ заключается в дальнейшем развитии сознания.

Человеческое сознание развивается  из первичной материи бессознательного. Его рост обеспечен постоянным потоком частиц бессознательного, постепенно поднимающихся к уровню сознания в своем стремлении сформировать более полноценную, мыслящую личность. Осознающий разум должен до тех пор продолжать вбирать в себя материал бессознательного, пока он не отразит весь объем полного "я".

Юнг верил, что в этой эволюции каждый смертный играет свою индивидуальную роль. Ибо если наша коллективная человеческая способность к сознанию рождена  от неосознающей души, то же самое можно сказать и об отдельной человеческой личности. Каждый из нас в отведенное ему время его жизни должен повторить развитие человеческой расы, и каждый из нас должен быть индивидуальным вместилищем, в котором сознание продолжает свое развитие.

Каждый из нас является микрокосмом, в котором реализуются  вселенские процессы. Таким образом, все мы участвуем в движении содержания бессознательного по направлению к  уровню осознающего разума. И каждый из нас вовлечён в противоположное  движение эго-разума, движущегося назад  к бессознательному, чтобы восстановить связь с матрицей-прародительницей, давшей ему жизнь.

Внутри бессознательного каждой личности находится первичная  схема, «чертеж», если хотите, в соответствии с которым формируются осознающий разум и полная функционирующая  индивидуальность. Этот процесс начинается с рождением и после всех медлительных лет психологического роста достигает  подлинной внутренней зрелости. Эта  схема, этот невидимый каркас из энергии  содержит в себе все черты характера, все его преимущества и недостатки, основную структуру характера и  его составные части, из которых  со временем сложится полное психологическое  существо.

Осознающая личность большинства  людей вобрала в себя только малую  часть этого «склада» сырой энергии. Только малая часть первоначального  проекта была реализована на уровне сознания.

Внутренняя, бессознательная  модель личности подобна плану величественного  собора. Поначалу, когда план переносится  в физическую реальность, видны только общие контуры. Проходит время, воздвигается небольшая часть постройки, по которой  можно себе представить, каким будет  все произведение искусства. Год  за годом, камень за камнем, растет величественное сооружение, и вот, наконец, каменщики  укладывают последний кирпич, маляры делают последний мазок.

Только тогда нашему взору  открывается все великолепие, порожденное  воображением архитектора.

Точно так же истинная глубина  и величие индивидуального человеческого  существа не проявятся полностью  до тех пор, пока основные элементы личности не покинут уровень потенциальных  возможностей, находящихся в бессознательном, и не реализуются на уровне функционирующего сознания.

Анализ снов можно сравнить с усваиванием жизненно важного  урока, необходимого для дальнейшего  жизненного пути. Мы как будто нагружаемся  во снах каким-то посланием, идеей и, анализируя, перерабатываем сырье, питая  сознание и свою индивидуальность, ассимилируя новые, важные для нас  содержания, а также укрепляя эту  магическую связь между сознанием  и бессознательным, ту связь, которой  не хватает для целостности индивидуума. Признаком успешного анализа  является состояние. Состояние легкости, полноты, целостности.

Каждый из нас строит свою жизнь, возводит величественное строение. В глубине бессознательного каждой личности создается план и основная структура жизни. Но для того, чтобы понять встроенный в нас полный потенциал возможностей, мы должны советоваться с бессознательным и взаимодействовать с ним, должны быть готовы к испытаниям и болезненным переменам, которые всегда связаны с внутренним ростом.

"Для стабильного  функционирования разума и психологического  здоровья необходимо, чтобы подсознание  и сознание были неразрывно  связаны между собой и действовали  скоординированно. Если связь рвется или "диссоциируется", происходит психологическое расстройство. В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума. Расшифровка этих символов обогащает оскудевшие возможности сознания, оно учится вновь понимать забытый язык инстинктов". Каким бы сон ни был - плохим, хорошим, странным, это твой сон. Его можно любить или не любить, но это часть твоей жизни. Избегая думать о снах или толковать их, пренебрегая ими, мы закрываем глаза на действительность, на треть своей жизни, которая не менее важна, чем сознательная - дневная, которая сама подвергается значительному влиянию бессознательного. Анализ снов можно сравнить с усваиванием жизненно важного урока, необходимого для дальнейшего жизненного пути. Мы как будто нагружаемся во снах каким-то посланием, идеей и, анализируя, перерабатываем сырье, питая сознание и свою индивидуальность, ассимилируя новые, важные для нас содержания, а также укрепляя эту магическую связь между сознанием и бессознательным, ту связь, которой не хватает для целостности индивидуума. Признаком успешного анализа является состояние. Состояние легкости, полноты, целостности. Это невозможно описать, но каждый, кто сталкивался с ним, поймет о чем речь. Сам процесс анализа снов - это их неделание, выражаясь другим языком.

Информация о работе Сновидения и методы их анализа